Лингвистическая библиотека


Лента поступлений в библиотеку | Все материалы по алфавиту


Заец

Алпатов, В.М. Кириллица или латиница? | Еще недавно казалось, что во всем СССР вопрос о системе алфавита окончательно решен. С 40-х по конец 80-х годов все было стабильно. Большинство языков использовало кириллицу, лишь в Грузии и Армении пользовались своими традиционными алфавитами, а в республиках Прибалтики писали на латинице. Но события последних полутора десятилетий изменили очень многое. И вот уже в Молдавии, Азербайджане, Узбекистане и Туркмении объявлено о переходе на латинский алфавит, в Татарстане все больше требуют такого перехода; и даже для русского языка начинают предлагать отказаться от кириллицы и перейти на латиницу... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 3 декабря 2005 г.


Алпатов В.М. Лингвистические традиции (глава уч. пособия "История лингвистических учений") | Люди с самых древних времен в том или ином контексте задумывались о проблемах языка. Хотя в большинстве ситуаций люди не замечают языка, на котором говорят, однако на языковые проблемы приходилось обращать внимание при явных речевых ошибках, при том или ином непонимании собеседника и прежде всего в случаях, когда сталкивались между собой носители различных языков... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 12 января 2005 г.


Алпатов, В.М. Марр, марризм и сталинизм | В последнее время общий рост интереса к событиям нашей истории сталинского времени привел и к усилению внимания к известной лингвистической дискуссии 1950 г. и к выступлению Сталина против идей академика Марра. При этом нередко данный эпизод воспринимают в отрыве от всей истории советского языкознания, что приводит к сочувственной оценке Марра, в котором видят лишь жертву Сталина... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 14 октября 2005 г.


Алпатов, В.М. Факторы, влияющие на выбор системы письма | Говоря о выборе системы письма, мы не будем затрагивать вопросы исконного, если можно так выразиться, выбора: происхождения систем письма и формирования письменных ареалов. Далее будет говориться лишь о ситуации последних веков, включая современность. В это время уже не создаются новые системы письма (среди официально функционирующих в мире письменностей самая молодая, вероятно, корейская, сформировавшаяся в ХV в.)... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 3 декабря 2005 г.


Алпатов, В.М. Филологи и революция | В данной статье речь пойдет о различных моделях поведения русских ученых в чрезвычайных исторических обстоятельствах, сложившихся в нашей стране после 1917 г. В силу наших научных интересов мы ограничимся рассмотрением биографий ученых-филологов в широком смысле этого слова (отраженном, например, в словосочетании “доктор (кандидат) филологических наук”), хотя некоторые из наших героев в ряде своих работ выходили за пределы филологии... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 18 октября 2005 г.


Алпатов, В.М. Языковая ситуация в регионах современной России | В конце 80-х годов почти во всех союзных и автономных образованиях СССР развернулось движение за расширение функций малых языков, против русификации. Во многих случаях оно становилось первым этапом борьбы за отделение от России и формирование национальных государств. Тогда казалось, что каждый, даже самый малый язык СССР после освобождения от «тоталитарного зла» можно будет использовать во всех сферах общения... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 3 декабря 2005 г.


Аржанов, В. Демократия, орфография и головотяпство | Однажды R.Ch., лингвист хоть и американский, но тонкий стилист и притом блестяще говорящий по-русски, правил мой английский текст, должный быть написанным по-британски. В какой-то момент я сказал: "А S.W. в таких случаях ставит запятую". Ответ по интонации соответствовал реплике гусара о драгунах в известном анекдоте: "Но ведь он же австралиец!..". Живут себе англоговорящие люди без строгих законов правописания, подсмеиваются над французами (где орфографической нормализации не чурается сам президент), и - что самое удивительное - пишут грамотно. Не все, конечно... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 12 октября 2005 г.


Бах Р. Иллюзии, или Приключения Мессии, который Мессией быть не хотел | ...мой мессия говорил: мы притягиваем в нашу жизнь то, о чем думаем, и, если все это так, то есть какая-то причина тому, что этот момент наступил в моей жизни, и в вашей тоже. Вероятно, нет ничего случайного в том, что вы сейчас держите эту книгу; вероятно, в этих приключениях есть что-то, ради чего вы встретили эту книгу... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 12 августа 2004 г.


Белошапкина Н.Н. Политические процессы в сфере теории речевого воздействия | При содержательном подходе коммуникация признается политической, если политическим является содержание сообщений (прежде всего текстов), которыми обмениваются ее участники. При функциональном подходе определение коммуникации как политической обусловлено тем, что она преследует политические цели и имеет политические результаты. Наконец, структурный подход к политической коммуникации предполагает возможность указать какие-то формальные признаки, отличающие ее от других видов коммуникации... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 4 июня 2005 г.


Беляева, Е.Н. Принцип вежливости в вопросительных речевых актах | В данной статье мы продолжим разговор о реализации принципа вежливости в речевых актах. Уточним определение этого принципа, сравнив его прежде всего с принципом кооперации, сходным с ним по своей функции... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 25 декабря 2004 г.


Будагов, Р.А. Академик Л.В. Щерба (1880-1944) | Академик Лев Владимирович Щерба - один из самых крупных и самых ярких русских лингвистов первой половины нашего столетия. Было что-то не совсем обычное в самом облике этого ученого: исключительная простота в обращении, скромность, врожденное личное обаяние. При первом знакомстве со Львом Владимировичем все это сначала поражало, а затем, через некоторое время, становилось естественным и органичным... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Егор Быковский Виртуальная орфография | Интернет, появившийся в 70-х годах в качестве одной из вспомогательных систем связи и хранения информации в американском оборонно-научном комплексе, теперь распространяет свое влияние со скоростью поистине изумительной, вторгаясь и вползая во все сферы человеческого существования... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 3 декабря 2004 г.


Васильев, Л.Г. Три парадигмы понимания: Анализ литературы вопроса | Проблема понимания языковых сообщений не нова для современной науки. Однако её решение по-разному осуществляется в различных отраслях знания. Разнообразие подходов объясняется как известной изолированностью различных наук друг от друга, так и, безусловно, сложностью самого объекта описания. Разногласия в трактовках касаются практически всего, за исключением признания значимости проблемы и необходимости поиска её решения... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 17 июля 2005 г.


Артем Вернидуб Русский язык: Новый русский язык, нах | Новому столетию всего пятый год, но уже успел появиться особый русский язык XXI века. Причем впервые язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности энтузиастов. И впервые – сначала в письменном виде – в Интернете, и уже из него новые слова и выражения стали перениматься устной речью... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 22 мая 2005 г.


Волков, С.В. Не верьте дилетантам | В последнее время в центральных СМИ активно муссируется тема грядущей «реформы русского языка». Словосочетание это взято нами в кавычки не только потому, что является цитатой из многочисленных публикаций последних месяцев (см. журналы «Эксперт», «Профиль», газеты «Известия», «Литературная газета»; также о реформе языка шла речь в эфире «Маяка» и «Эха Москвы», на многих каналах ЦТ), но и в силу своей безграмотности, несоответствия тому, что на самом деле планируется и осуществляется Орфографической комиссией Академии наук России... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 15 августа 2005 г.


Гофман И. Первичные системы фреймов (глава 2 монографии "Анализ фреймов") | Когда в нашем западном обществе человек распознает какое-либо конкретное событие, во всех случаях он вкладывает в свое восприятие одну или несколько систем фреймов или схем интерпретации, которые можно назвать первичными. В самом деле, фреймы присутствуют в любом восприятии... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 6 декабря 2004 г.


Пол Грэм Что бизнес мог бы взять от свободного ПО | Мне кажется, что наиболее важный из новых принципов, который бизнес должен взять на вооружение - тот, что люди гораздо лучше работают над задачами, которые им интересны. Очевидно, что это не ново. Так почему же я утверждаю, что бизнес должен учитывать это? Дело в том, что нынешняя структура бизнеса не предполагает обеспечение сотрудников интересной работой... | подробнее

Раздел: Библиотека, Разное | Добавлено 18 сентября 2005 г.


Даниленко, В.П. О становлении грамматической науки в Китае | Истоки китайской науки о языке восходят к концу I тысячелетия до н. э. На протяжении многих столетий в качестве основного объекта исследования в ней выступал иероглиф. Вот почему вплоть до ХХ века в китайском языкознании внимание исследователей было сосредоточено на изучении начертания, чтения и истолкования иероглифов... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 1 августа 2005 г.


Евграфова, С. Лингвисты спорят. Но должны ли страдать школьники? | В современной орфографической практике понятие нормы в сознании носителей языка постепенно все больше и больше размывается. Это связано и с неконтролируемым потоком печатных и электронных изданий, над которыми не работают корректоры; и с социально-политико-экономической ситуацией, из-за которой в последние пятнадцать лет активизировался приток новых слов; и с падением престижа образования... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 12 октября 2005 г.


Жирков, Л.И. Л.В. Щерба как экаменатор | У нас часто забывают, что экзамен - тоже часть двустороннего педагогического процесса, что экзамен должен не только проверить знания ученика, но должен для него явиться научно-поучительным. Экзамен в высшей школе - не только процедура записи оценок в протоколе и в зачетных книжках (во что он очень часто превращается), но скорее - сознательное и самокритическое подведение итогов научной работы не только ученика, но и учителя, который этого ученика учил... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Л.Р. Зиндер и А.В. Бондарко о работе Л.В. Щербы "Русские гласные в качественном и количественном отношении" | Переиздаваемая книга, защищенная Л.В.Щербой в качестве магистерской диссертации, замечательна во многих отношениях, но особенно надо выделить три момента. Во-первых, в этой книге, хотя она написана на заре фонологии, экспериментально-фонетическое исследование ведется с учетом фонологической значимости тех или иных артикуляторных и акустических характеристик звуков речи. Во-вторых, в ней впервые в истории науки дан развернутый и разносторонний анализ понятия фонемы, заимствованного Щербой у его учителя И.А.Бодуэна де Куртенэ. В-третьих, несмотря на то, что со времени выхода в свет книги прошло почти три четверти века, она до сих пор сохраняет свое значение... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Зиндер, Л.Р., Матусевич, М.И. Л.В. Щерба. Основные вехи его жизни и творчества (фрагмент) | Интерес Щербы к методике преподавания зародился еще в начале его научной деятельности. В связи со своей педагогической работой он начал заниматься вопросами преподавания русского языка, но вскоре его внимание привлекает также методика преподавания иностранных языков: говорящие машины (его статья 1914 г.), разные стили произношения, что играет в преподавании важную роль (статья 1915 г.), и т.д... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


И.А. Ильинъ О Русскомъ правописанiи | Всякiй языкъ есть явленiе не простое, а сложное; но въ этой сложности все въ языкЂ взаимно связано и обусловлено, все слито воедино, все органически сращено. Такъ и вынашиваетъ его каждый народъ, слЂдуя одной инстинктивной цЂли -- вЂрно выразить и вЂрно понять выраженное. И вотъ именно эту цЂль революцiонное кривописанiе не только не соблюдаетъ, но грубо и всемЂрно, вызывающе попираетъ... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 17 июля 2005 г.


Кузеев И. Велик могучим русский языка | ...для понимания текста программы новостей из мира современной музыки требуется скрупулезный его перевод на русский язык. Языковая реформа, о необходимости которой долго твердили ученые мужи, уже началась. Пока только в молодежной прессе и на некоторых радиостанциях FM-диапазона... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 22 ноября 2004 г.


Клубков П.А. Предпосылки возникновения языкознания | С этой лекции обычно начинается вузовский курс "История лингвистических учений", этот курс последний в ряду всех теоретических курсов лингвистического цикла филологического факультета, он должен подвести итоги всем лингвистическим штудиям, которым приходится заниматься студенту-филологу на протяжении пяти лет... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 23 ноября 2004 г.


Оксана Кудряшова. Не быть марионеткой, или Что хорошего в манипуляции | Вы, споря, в который раз безоговорочно капитулировали перед коллегой? Начальник опять устроил основательную головомойку, а вы не смогли вставить даже слова в свое оправдание? Похоже, что в вашем сознании глубоко и прочно засел стереотип марионетки, а слово "манипуляция" ассоциируется с чем-то не очень хорошим и даже опасным... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 28 января 2005 г.


Томас Кун о специфике учебной литературы | Говоря об источнике авторитета, я имею в виду главным образом учебники по различным областям знания, а также популярные и философские работы, основывающиеся на них. До недавнего времени ни один другой значительный источник информации о достижениях науки не был доступен, исключая саму практику научного исследования... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 9 июня 2005 г.


Маклюэн М. Средство само есть содержание | Средство (или технологический процесс) нашего времени - электронная техника - придает новую форму и перестраивает схемы социальной взаимозависимости, а также каждый аспект нашей личной жизни... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 21 ноября 2004 г.


Дэвид Мацумото Культура и язык (12 глава книги "Психология и культура") | Общение - одна из важнейших сторон нашей жиз­ни. Оно - процесс, связывающий нас всех, помо­гающий нам выполнять работу, строить взаимоот­ношения и достигать целей. Оно также важно для развития и сохранения культуры, передачи ее от одного поколения к другому и укрепления куль­турных задач и ценностей внутри одного поколе­ния. Таким образом, общение играет особую роль в нашем понимании культуры и влияния культу­ры на поведение... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 5 декабря 2004 г.


"Мы радостно наступаем на те грабли, на которые весь мир уже наступил" | Мне кажется, что основные проблемы в образовании связаны не с деньгами, а с людьми. Если представить себе совершенно гипотетическую ситуацию, что сейчас дали в образование много денег и стартовая зарплата учителя будет тысяча долларов, то это все равно ничего не изменит... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 26 декабря 2004 г.


Некоторые методы манипуляций в рекламе. Потребительская мотивация как орудие рекламы | Люди покупают товары, чтобы удовлетворить многие, в том числе, психологические потребности. Современные рекламные специалисты придерживаются теории психологических состояний: человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это; человек отдает себе причину в своих чувствах, и не может объяснить их причину; человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о причинах, его вызвавших. Второе и третье состояния - это область анализа мотивов... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 28 января 2005 г.


"Новояз" отменили. Залепухин празднует победу | Российские академики не оправдали надежд властей, желавших получить красивую концепцию реформы русского языка. Многолетний труд сотрудников Института имени Виноградова и Орфографической комиссии Отделения литературы и языка РАН над новыми правилами орфографии и пунктуации оказался слишком сырым и очень уязвимым для критики... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 23 декабря 2004 г.


Софья Пожарицкая Орфография и возможности её реформирования (фрагмент) | Деятелей нашей Орфографической комиссии упрекают в том, что они обдумывали свои предложения "келейно". Это типичная демагогия времен советских политических дискуссий, называемая "навешиванием ярлыков": сказали "келейно" - и всё, заклеймили. И не стоит лингвистам оправдываться, как это пытается делать С.М. Кузьмина в предыдущем номере журнала. Надо набраться мужества признать, что это так и есть, и доказать, что это правильно, что иначе и быть не может... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 20 мая 2005 г.


Потсар А. Большая буква в рекламе не нуждается | Бурное развитие российской рекламы породило множество гротескных проявлений. Калькированные слоганы, полукарикатурные герои рекламных роликов и, отдельной строкой, рекламная орфография. Последняя уже давно вырвалась за пределы отведенных ей рекламных площадей... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 22 ноября 2004 г.


Психоанализ в рекламе | Принято считать, что утверждению психоанализа как одной из основных психологических доктрин способствовали успехи его применения в области коммерческой рекламы в 1950-х годах. Но, по существу, на практике идеями психоанализа гораздо раньше стала пользоваться политическая реклама... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 28 января 2005 г.


Реформа русского языка: прерогатива лингвистов или дело нации? | 10.04.2002 г. состоялась интерактивная пресс-конференция на тему "Реформа русского языка: прерогатива лингвистов или дело нации?". В пресс-конференции приняли участие Ю.А. Сафонова - старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова, к.ф.н.; С.В. Волков - член Орфографической комиссии; С.К. Пожарицкая - к.ф.н., доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ; Т.В. Плетнева - член Комитета по образованию и науке Госдумы РФ... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 20 мая 2005 г.


Татьяна Слама-Казаку Словесное манипулирование | Психолингвистика является наукой, изучающей то, что происходит, когда люди общаются между собой; характер общения определяется взаимоотношениями людей, а в конечном счете их психикой в той мере, в какой она подвергается воздействию акта коммуникации... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 5 января 2005 г.


Тучков В. Некоторые особенности национального русского словоплетения | Любопытно, что постоянно раздаются довольно громкие голоса, призывающие оградить русский язык от вторжения всяких англицизмов типа брокер, байкер, хакер, шмакер и так далее. Мне же думается, что основная угроза исходит совсем с другой стороны... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 23 ноября 2004 г.


Усминский, О.И. Маргинальность в современной лингвистике: реальность и пути преодоления | По недавнему выражению профессора А.А. Зализняка, в последнее время языковедческая наука испытывает весьма сильное давление того, что называется иррационализмом... Корректность известнейшего ученого не позволила ему выразиться более резко (круто) по отношению к «научным изыскам» некоторых деятелей от науки, но достаточно мягкое определение все-таки обозначило довольно удручающие явления, сильно и часто «проступающие» в языковедческой сфере в последние 15-20 лет... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено: 22 июня 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Вечнозелёное дерево теории. Памяти Ю.А. Шрейдера | В конце 50-х в науку пришло новое поколение лингвистов. C их именами впоследствии будет связано становление структурной и математической лингвистики в нашей стране. Благодаря всеобщему увлечению идеями кибернетики это поколение оказалось в условиях скорее привилегированных. Во всяком случае, пока длилась "оттепель", оно было вполне социально востребовано. Стоит вспомнить, однако, что абсолютное большинство из нас - выпускников университетов той поры - сформировались в условиях культурной изоляции и абсолютно подцензурной гуманитарной науки. В частности философские вопросы науки вообще и гуманитарных наук беспокоили тогда меня, и моих коллег-лингвистов гораздо меньше, чем недостаточность наших математических познаний... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 22 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Владимир Николаевич Сидоров | Его имя стоит на титульном листе моей кандидатской диссертации. Сам он, однако, не считал себя моим научным руководителем - я думаю, этот тип отношений был вообще для него не свойствен. Диссертацию мою он читать не стал - главное он знал, а неглавное ему было не слишком интересно. На главное у него было поразительное чутье... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 22 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. И выпуклая радость узнаванья... | Загвоздка в том, что в окружающем нас мире не существует сходства вообще, сходства как такового. Это мы с вами решаем, что вот эти два цветка, два облака, три буквы, несколько разноцветных мотков шерсти, вот эти мелодии или эти лица похожи. Или непохожи. Как именно мы это делаем, из чего исходим - наука до сих пор толком не знает... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 1 декабря 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Культурно-историческая психология Выготского - Лурия | В 1924 г. на II психоневрологическом съезде в Ленинграде Лурия познакомился с Л.С. Выготским, где последний выступил с поразившим Лурия докладом. Через много лет Лурия писал, что эта встреча была решающей для его жизни и что всю свою жизнь он делит на два периода, где встреча с Выготским открывает второй, безусловно главный... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 22 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Мой учитель А.А.Реформатский | Почти пятьдесят лет каждый вступающий в филологию открывает учебник А.А.Реформатского "Введение в языкознание". Александр Александрович Реформатский родился в 1900 и умер в 1978 году. Все больше тех, для кого Реформатский - это учебник, подробно тому, как Ожегов - это словарь. Для меня же Реформатский это - "наш А.А.", которого между собой мы иногда любовно называли "Старик"... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 22 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Наука как стиль жизни | Пpименительно к ученым обычных способностей можно сказать, что стиль их жизни опpеделяется отчасти хаpактеpом избpанной научной дисциплины, отчасти - эпохой, и во многом - типом личности самого ученого. Научный стиль отдельного ученого - это, похоже, такое же имманентное свойство личности, как стиль художественный. Поэтому для меня наиболее естественно pазмышлять не вообще о науке как стиле жизни, а о своей науке и о том научном сообществе, к котоpому сама я пpинадлежу... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 25 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Размышления о самосознании лингвистов и филологов (этические аспекты) | Затрагивать этот круг проблем в среде ученых-коллег - лингвистов и филологов - "не принято", и по многим причинам. Назову две: 1) человек склонен понимать только те ответы, применительно к которым у него есть вопросы; 2) менее всего вопросов вызывает то, что, представляясь очевидным, вовсе таковым не является... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 20 мая 2005 г.


Фрумкина, Р.М. У меня депрессия | Несомненный парадокс нашей культуры: зубы мы лечим, а к заболеваниям души относимся пренебрежительно. Само слово "депрессия" для нас не вполне привычно. Мало кто готов сказать о себе: "У меня депрессия". Это ведь равносильно признанию в том, что человек испытывет душевные мучения без законных причин. Поэтому ссылаются на магнитные бури, новолуние, жару и холод, невозможность побыть одному и одиночество, равнодушие близких и их же чрезмерную опеку. И только медики знают, что депрессия случается не реже, чем радикулит или мигрень... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 21 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Ученый как литератор | Я всегда была человеком пишущим. За те сорок лет, что я работаю в науке, я написала восемь книг и множество статей. Сам по себе процесс создания научного текста не был для меня особенно труден. Вместе с тем, едва ли я могу указать на более изматывающее занятие. Наверное, оттого, что я не придумываю текст заранее, а он появляется, когда я уже сижу за машинкой (с некоторых пор - за компьютером)... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 1 декабря 2005 г.


Хабермас Ю. Экскурс об устранении жанрового различия между философией и литературой | “Негативную диалектику” Адорно и “деконструкцию” Деррида можно понимать как разные решения одной и той же проблемы. Обобщающая самокритика разума путается в перформативном противоречии; субъект-центрированный разум изобличает свою авторитарную природу, только прибегая к средствам разума. Средства мышления, которым фальсифицируют “не-идентичное” и по-прежнему привязаны к “метафизике присутствия”, — только они позволяют [разуму] познать собственную недостаточность... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 20 января 2005 г.


Хворостин Д.В. Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации на молодёжь | Расширение информационной среды поставило перед исследователями ряд вопросов о природе взаимодействия информации и человека. Изучается специфика средств массовой информации (СМИ); то, как СМИ влияют на убеждения, мнения, поведение людей - иными словами, те эффекты, которые СМИ оказывают на "потребителей информации". В самом общем виде вопрос можно сформулировать следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что показывает ему телевидение (как самое доступное средство массовой коммуникации)... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 13 мая 2005 г.


Хворостин Д.В. К вопросу о навигации по массивам данных на основе глубинного анализа электронных документов | Рост общего числа электронных документов создаёт значительный информационный шум; найти нужную информацию в нём зачастую не представляется возможным. Кроме того, учёные и искусствоведы уже озабочены вопросом, увеличил ли свободный доступ к шедеврам мировой культуры интерес общества к ним?.. | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 13 мая 2005 г.


Хворостин Д.В. Неассертивные компоненты смысла высказывания как средство корректировки языковой картины мира | Одним из основных положений современной философии языка является влияние языка на человеческое мышление и процесс познания в целом. Так, согласно гипотезе лингвистической относительности (гипотеза Э. Сепира - Б. Уорфа), существующие в сознании человека системы понятий и особенности его мышления определяются тем конкретным языком, носителем которого этот человек является... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 13 мая 2005 г.


В. Шаповал Об одном орфографическом поветрии | Последнее десятилетие, отмечается в монографии "Русский язык конца XX столетия (1985-1995)" (Языки русской культуры. М., 1996), характеризуется тем, что "новые слои приобщаются к роли ораторов, роли пишущих...". Новшества в письменной речи еще не описаны учеными-лингвистами. Можно отметить несколько модных инноваций... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 20 мая 2005 г.


Илья Шпаньков Три кита свободного софта | Кроме неоспоримых достоинств, у традиционного коммерческого способа разработки программного обеспечения есть и недостатки. В наше время создавать новый продукт с нуля - непозволительная роскошь. Вместо того чтобы заниматься собственными уникальными идеями, программисты вынуждены решать рутинные задачи и в который раз изобретать велосипед; сроки разработки при этом катастрофически растут... | подробнее

Раздел: Библиотека, Разное | Добавлено 2 декабря 2005 г.


Щерба, Д.Л. Лев Владимирович Щерба (1880-1944) | Отец Льва Владимировича был инженером-технологом. Мать, Екатерина Валериановна, до замужества училась в течение одного года на педагогических курсах. Умная женщина, с волей, восприимчивая и отзывчивая, обладавшая к тому же литературными способностями и хорошим литературным стилем, она оказала известное влияние на своего единственного сына... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Три автобиографии Л.В. Щербы | На всех рукописях имеются следы правки Л.В. Щербы, добавлений, сокращений. Закономерные повторения, наблюдаемые во всех трех вариантах автобиографий ученого, отражают отношение Л.В. Щербы к разным периодам своей деятельности. Варианты автобиографий, бесспорно, дают достаточно полное представление об основной канве жизни и творчества Льва Владимировича Щербы... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Главная страница | Студентам


Хостинг от uCoz