Ниже помещены три основных варианта, которые представляют самостоятельный интерес.
Наиболее ранний из них написан до 1924 г. и правлен в 1926 г., но составлен, видимо, еще в дореволюционное время или в первые годы Советской власти: сразу же после латинских слов "Curriculum Vitae" (букв. 'бег жизни'—краткая автобиография, биографические сведения, послужной список) помещен текст, впоследствии зачеркнутый, «экстраординарного профессора 1-го (б. императорского) государственного университета в Петрограде и ординарного профессора 3-го Петроградского государственного университета, б. Высших женских курсов».
Последующие варианты (незавершенные) автобиографии составлены в 1928 г. и в 1931 г. Машинописный текст «Автобиография Л.В.Щербы» рукописного оригинала не имеет; видимо, он отредактирован около 1944 г. и является материалом для характеристики к избранию в академики АН СССР.
На всех рукописях имеются следы правки Л.В.Щербы, добавлений, сокращений. Закономерные повторения, наблюдаемые во всех трех вариантах автобиографий ученого, отражают отношение Л.В.Щербы к разным периодам своей деятельности. Варианты автобиографий, бесспорно, дают достаточно полное представление об основной канве жизни и творчества Льва Владимировича Щербы.
Родился 20 февраля 1880 г. в Петрограде, сын инженера-технолога, воспитывался во 2-й гимназии в Киеве, которую и окончил в 1898 г. с золотой медалью, после чего поступил на естественный факультет Киевского университета. Пробыв там год, перешел на историко-филологический факультет Петербургского университета, осуществляя тем мечту юности посвятить себя преподаванию русского языка и литературы в средней школе. Университет окончил в 1903 г., получив золотую медаль за сочинение по языкознанию. Занимался преимущественно психологией и языкознанием, последним под руководством проф. И.А.Бодуэна де Куртенэ. Был оставлен при университете и в течение ряда лет, с перерывом на время командировок, преподавал русский язык в кадетских корпусах, где сдал соответственное педагогическое испытание, и в Учительском институте.
В 1905 г. сдал магистерские испытания по кафедре сравнительного языкознания, а с 1906 по 1909 г. находился в заграничной командировке, занимаясь в Лейпциге, Париже и Праге, а также изучая разные языки и говоры на местах — славянские и романские.
В 1909 г. приват-доцент университета и хранитель кабинета экспериментальной фонетики при нем, который им главнейше создан и оборудован (являясь лучшим или одним из лучших в России).
В 1912 г. защитил магистерскую, а в 1915 г. — докторскую диссертации. В 1916 г. назначен экстраординарным профессором Петроградского университета по кафедре сравнительного языкознания согласно избранию. В 1924 г. избран почетным членом Assotiation phonetique internationale, а в 1925 г. — избран членом-корреспондентом Академии наук. С 1909 г. состоит преподавателем, а потом профессором Высших женских курсов. Преподавал разновременно в Психоневрологическом институте, на Высших курсах Раева, на курсах для учителей глухонемых, на курсах для подготовления учительниц иностранных языков. Читал курсы по введению в языкознание, сравнительной грамматике, фонетике, русскому, древнецерковнославянскому, латинскому и греческому языкам, преподавал произношение французского, английского и немецкого языков, и т.п.
Много занимался администрацией. Несколько раз был секретарем факультета, деканом, председателем отделения, участвовал во всевозможных комиссиях по реформе высшей школы. В течение 5 лет заведывал Курсами для подготовления преподавательниц иностранных языков, реорганизовал их на серьезных основаниях, провел их устав и руководил всем учебным делом. В течение 7 лет состоял председателем Совета женской гимназии А.П.Шуйской (потом Единой трудовой школы), где предпринял ряд реформ учебного плана. Был председателем Подкомиссии иностранных языков в Комиссии Игнатьева в 1915 г. по реформе средней школы (см. «Труды» комиссии).
Напечатал (следует список из 12 основных работ Л.В.Щербы, написанных до 1923 г.) и много статей по научным и педагогическим вопросам в разных журналах.
Профессор Л. Щерба
Щерба Лев Владимирович родился в 1880 г. в Петербурге от интеллигентных родителей. В 1889 г. поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, желая стать преподавателем русского языка, что являлось его заветным желанием с (от) юношеских лет. Первый год занимался больше всего психологией, а затем решил посвятить себя русской литературе, но, прослушав на III курсе Введение в языкознание у профессора И.А.Бодуэна де Куртенэ, увлекся, прежде всего, его научной личностью и занялся языковедением под его руководством. Написал сочинение «Психический элемент в фонетике», удостоенное золотой медали, и после окончания университета в 1903 г. был при нем оставлен.
Был преподавателем русского языка в средних учебных заведениях и с особым удовольствием в Учительском институте.
В 1905 г. сдал магистерские экзамены. В 1905 г. участвовал в забастовках преподавателей и в общественной жизни вообще.
С 1906 по 1909 г. был в заграничной командировке. В Лейпциге учился сравнительной грамматике у Бругмана, слушал Вундта, Лескина, Сиверса, самостоятельно пополняя свое университетское образование. В Париже учился экспериментальной фонетике у Руссело, слушал лекции у Пасси, с особым удовольствием — у Мейе, в преподавании которого зачастую находил отклики (незаконч.). Изучал английское и специально французское произношение; собирал экспериментальный материал по русскому произношению.
Осенью 1906 г. изучал на месте итальянский язык — тосканский и романский диалекты; осенью 1907 и 1908 г. изучал мужаковский диалект лужицкого языка со специальной целью, поддержанной Бодуэном, разработать теорию смешения языков, а отчасти с целью изучения до конца бесписьменного языка. Конец командировки провел в Праге, где обрабатывал свои материалы и практически изучал чешский язык, занимаясь частным образом у проф. Добиаша. В 1909 г. вернулся в Россию и по прочтении двух пробных лекций был выбран приват-доцентом на кафедре сравнительного языкознания и хранителем кабинета экспериментальной фонетики.
В 1912 г. защитил магистерскую диссертацию «Русские гласные в качественном и количественном отношении», а в 1915 г.— докторскую «Восточнолужицкое наречие». В 1916 г. был избран профессором Петербургского университета, с 1909 г. и по сие время много занимается преподаванием, находя в нем непосредственное удовлетворение и (зачеркнуто: источник) повод для научного творчества. Помимо преподавательской деятельности много занимался организаторской, административной и общественной деятельностью. Реорганизовал «Курсы преподавания новых языков» Бобрищевой-Пушкиной и был их директором, был председателем педагогического совета женской гимназии Шуйской, а затем до 1922 г. заведующим трудшколы. Совместно с проф. Боянусом участвовал в организации в Советское время разных курсов новых языков. Был секретарем и деканом отделений и факультетов различных ВУЗ'ов до и после революции, был секретарем и председателем педологических и научных обществ, имевших отношение к языку, принимал деятельное участие в съездах и конгрессах.
Член-корреспондент АН СССР с 1925 г. и т.д.
В новейшее время занимался синтаксисом русского языка и методикой преподавания языков и русской грамматики; вообще методика преподавания языков, которую старается поставить как научную дисциплину, как технически организованное общее языкознание, где, между прочим, выдвигает идею об особой общеобразовательной роли преподавания иностранных языков (ср. статью об общеобразовательной роли иностранных языков), особенно много лексикографией (редактирует русско-французский словарь, который пытается построить на новых основаниях, и принимает участие в изданий академического словаря).
В самое последнее время пересмотрел свое языковедное мировоззрение (зачеркнуто: свою систему), что и отразилось в статье о трех аспектах.
Наконец, в семинаре по Пушкину, начатом им еще на б. Бестужевских курсах, старается привить у нас французский тип филологических упражнений, известных под названием expl. du texte.
Родился в 1880 году, в 1898 г. окончил 2-ю киевскую гимназию с золотой медалью. Был год на естественном факультете в Киевском университете, а затем перешел на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который и окончил в 1903 г. с золотой медалью за сочинение «Психологический элемент в фонетике».
Был оставлен по кафедре сравнительной грамматики и санскрита профессором И.А.Бодуэном де Куртенэ. В 1905 г. сдал магистерский экзамен, с 1903 по 1906 г. преподавал в средней школе и в Учительском институте. Примкнул к революционному движению, за что и был устранен от преподавания в Николаевском кадетском корпусе.
С 1906 по 1909 год был в заграничной командировке, учился у Бругмана, Лескина, Вундта, Мейе, Руссело, Пасси, Вандриеса.
Изучал итальянские и славянские говоры, а также французское произношение в Париже и чешский язык в Праге.
С 1909 г. приват-доцент Санкт-Петербургского университета и хранитель кабинета экспериментальной фонетики того же университета.
В 1912 г.— магистр сравнительного языкознания и с того же года профессор Высших женских курсов.
С 1913 г.— директор курсов преподавательниц иностранных языков Бобрищевой-Пушкиной.
В 1915 г.— доктор сравнительного языкознания.
С 1916 г.— профессор Ленинградского университета (по день эвакуации из Ленинграда 20 октября 1941 года).
Преподавал одновременно в Психоневрологическом институте и на курсах для учителей глухонемых.
После Октябрьской революции параллельно с университетом занимал кафедру русского языка и был деканом историко-филологического факультета в Педагогическом институте им. Некрасова в Ленинграде; кроме того, заведывал Трудовой школой вплоть до 1923 г., а потом заведывал учебной частью разных курсов иностранных языков.
В университете был много лет председателем Отделения языка и литературы.
С 1924 г. член-корреспондент Академии наук. Работал ряд лет в Словарной комиссии АН, а потом в Институте языка и мышления им. Н.Я.Марра, членом которого состою и сейчас.
В настоящее время состою кроме того председателем Всесоюзной Диалектологической комиссии АН и одним из редакторов академической русской грамматики.
Неоднократно привлекался к работам по реформе средней школы и по разработке ее программы, а последние годы и к работам по упорядочению русской орфографии (в составе Правительственной комиссии).
Известен в мировой лингвистической науке как один из основоположников (после Бодуэна) теории фонем, получившей на Западе большое распространение под названием фонологии, как автор теории смешанных языков и как фонетист.
Славист (обе диссертации на материале русского и славянских языков) с уклоном в теоретическое языкознание и фонетист.
Организовал лучшую в Союзе лабораторию экспериментальной фонетики при Ленинградском университете, где последнее время особенно много было сделано по нашим северным языкам.
Первый из русских лингвистов научно разработал методику преподавания иностранных языков.
Является основоположником у нас в Союзе лингвистического толкования литературных текстов. Много занимается словарным делом на русском и французском материале, в результате чего создал образцовый русско-французский переводной словарь (в сотрудничестве с М.И.Матусевич) и теорию лексикографии. Много занимался и занимается теорией грамматики и синтаксиса.
В настоящее время пишет две большие книги:
1) Основы методики преподавания иностранных языков,
2) Теорию русского письма (теорию русского алфавита, правописания и пунктуации). Обе книги должны быть скоро закончены. На очереди русская грамматика для нерусских и курсы общей фонетики.
В двадцатых годах организовал издание лингвистических сборников под названием «Русская речь». Эти сборники имели целью реабилитировать в глазах широких общественных кругов лингвистику как науку, которая не сводится только к историческим фонетике и морфологии, но которая прежде всего изучает язык как средство выражения наших мыслей и чувств.
Источник: С.-Петербургский архив АН РФ : ф. 770, оп. 1, д. 1, л. 1—9.
Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.