Общее языкознание


В этом разделе сайта выкладываются материалы, которые могут быть полезны студентам и аспирантам, изучающим историю лингвистических учений и теорию языка. Кроме этого, здесь также можно найти материалы по логике, философии и методологии науки. В ряде статей затрагивается вопрос об этосе научной деятельности.


Фрумкина, Р.М. Ученый как литератор | Я всегда была человеком пишущим. За те сорок лет, что я работаю в науке, я написала восемь книг и множество статей. Сам по себе процесс создания научного текста не был для меня особенно труден. Вместе с тем, едва ли я могу указать на более изматывающее занятие. Наверное, оттого, что я не придумываю текст заранее, а он появляется, когда я уже сижу за машинкой (с некоторых пор - за компьютером)... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 1 декабря 2005 г.


Фрумкина, Р.М. И выпуклая радость узнаванья... | Загвоздка в том, что в окружающем нас мире не существует сходства вообще, сходства как такового. Это мы с вами решаем, что вот эти два цветка, два облака, три буквы, несколько разноцветных мотков шерсти, вот эти мелодии или эти лица похожи. Или непохожи. Как именно мы это делаем, из чего исходим - наука до сих пор толком не знает... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 1 декабря 2005 г.


Хворостин, Д.В. Философский смысл гипотезы лингвистической относительности Эдуарда Сепира и Бенджамена Уорфа | Широко распространено мнение, что язык - это средство, при помощи которого человек выражает свои ощущения и мысли, и не имеет значения, где человек появился на свет. Однако не менее распространено и обратное положение: мышление человека обусловлено его языком. Ответ на вопрос, какую роль играет то обстоятельство, что человек говорит именно на данном языке, а не на каком-то другом, даёт (среди прочих гипотез) гипотеза лингвистической отностительности (гипотеза Сепира-Уорфа)... | подробнее

Раздел(ы): Студентам | Добавлено 20 октября 2004 г.


Алпатов, В.М. Филологи и революция | В данной статье речь пойдет о различных моделях поведения русских ученых в чрезвычайных исторических обстоятельствах, сложившихся в нашей стране после 1917 г. В силу наших научных интересов мы ограничимся рассмотрением биографий ученых-филологов в широком смысле этого слова (отраженном, например, в словосочетании “доктор (кандидат) филологических наук”), хотя некоторые из наших героев в ряде своих работ выходили за пределы филологии... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 18 октября 2005 г.


Алпатов, В.М. Марр, марризм и сталинизм | В последнее время общий рост интереса к событиям нашей истории сталинского времени привел и к усилению внимания к известной лингвистической дискуссии 1950 г. и к выступлению Сталина против идей академика Марра. При этом нередко данный эпизод воспринимают в отрыве от всей истории советского языкознания, что приводит к сочувственной оценке Марра, в котором видят лишь жертву Сталина... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено: 14 октября 2005 г.


Три автобиографии Л.В. Щербы | На всех рукописях имеются следы правки Л.В. Щербы, добавлений, сокращений. Закономерные повторения, наблюдаемые во всех трех вариантах автобиографий ученого, отражают отношение Л.В. Щербы к разным периодам своей деятельности. Варианты автобиографий, бесспорно, дают достаточно полное представление об основной канве жизни и творчества Льва Владимировича Щербы... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Щерба, Д.Л. Лев Владимирович Щерба (1880-1944) | Отец Льва Владимировича был инженером-технологом. Мать, Екатерина Валериановна, до замужества училась в течение одного года на педагогических курсах. Умная женщина, с волей, восприимчивая и отзывчивая, обладавшая к тому же литературными способностями и хорошим литературным стилем, она оказала известное влияние на своего единственного сына... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Жирков, Л.И. Л.В. Щерба как экаменатор | У нас часто забывают, что экзамен - тоже часть двустороннего педагогического процесса, что экзамен должен не только проверить знания ученика, но должен для него явиться научно-поучительным. Экзамен в высшей школе - не только процедура записи оценок в протоколе и в зачетных книжках (во что он очень часто превращается), но скорее - сознательное и самокритическое подведение итогов научной работы не только ученика, но и учителя, который этого ученика учил... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Будагов, Р.А. Академик Л.В. Щерба (1880-1944) | Академик Лев Владимирович Щерба - один из самых крупных и самых ярких русских лингвистов первой половины нашего столетия. Было что-то не совсем обычное в самом облике этого ученого: исключительная простота в обращении, скромность, врожденное личное обаяние. При первом знакомстве со Львом Владимировичем все это сначала поражало, а затем, через некоторое время, становилось естественным и органичным... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Л.Р. Зиндер и А.В. Бондарко о работе Л.В. Щербы "Русские гласные в качественном и количественном отношении" | Переиздаваемая книга, защищенная Л.В.Щербой в качестве магистерской диссертации, замечательна во многих отношениях, но особенно надо выделить три момента. Во-первых, в этой книге, хотя она написана на заре фонологии, экспериментально-фонетическое исследование ведется с учетом фонологической значимости тех или иных артикуляторных и акустических характеристик звуков речи. Во-вторых, в ней впервые в истории науки дан развернутый и разносторонний анализ понятия фонемы, заимствованного Щербой у его учителя И.А.Бодуэна де Куртенэ. В-третьих, несмотря на то, что со времени выхода в свет книги прошло почти три четверти века, она до сих пор сохраняет свое значение... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Зиндер, Л.Р., Матусевич, М.И. Л.В. Щерба. Основные вехи его жизни и творчества (фрагмент) | Интерес Щербы к методике преподавания зародился еще в начале его научной деятельности. В связи со своей педагогической работой он начал заниматься вопросами преподавания русского языка, но вскоре его внимание привлекает также методика преподавания иностранных языков: говорящие машины (его статья 1914 г.), разные стили произношения, что играет в преподавании важную роль (статья 1915 г.), и т.д... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Л.В. Щерба | Добавлено 2 октября 2005 г.


Даниленко, В.П. О становлении грамматической науки в Китае | Истоки китайской науки о языке восходят к концу I тысячелетия до н. э. На протяжении многих столетий в качестве основного объекта исследования в ней выступал иероглиф. Вот почему вплоть до ХХ века в китайском языкознании внимание исследователей было сосредоточено на изучении начертания, чтения и истолкования иероглифов... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 1 августа 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Наука как стиль жизни | Пpименительно к ученым обычных способностей можно сказать, что стиль их жизни опpеделяется отчасти хаpактеpом избpанной научной дисциплины, отчасти - эпохой, и во многом - типом личности самого ученого. Научный стиль отдельного ученого - это, похоже, такое же имманентное свойство личности, как стиль художественный. Поэтому для меня наиболее естественно pазмышлять не вообще о науке как стиле жизни, а о своей науке и о том научном сообществе, к котоpому сама я пpинадлежу... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 25 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Культурно-историческая психология Выготского - Лурия | В 1924 г. на II психоневрологическом съезде в Ленинграде Лурия познакомился с Л.С. Выготским, где последний выступил с поразившим Лурия докладом. Через много лет Лурия писал, что эта встреча была решающей для его жизни и что всю свою жизнь он делит на два периода, где встреча с Выготским открывает второй, безусловно главный... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 22 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Владимир Николаевич Сидоров | Его имя стоит на титульном листе моей кандидатской диссертации. Сам он, однако, не считал себя моим научным руководителем - я думаю, этот тип отношений был вообще для него не свойствен. Диссертацию мою он читать не стал - главное он знал, а неглавное ему было не слишком интересно. На главное у него было поразительное чутье... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 22 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Мой учитель А.А.Реформатский | Почти пятьдесят лет каждый вступающий в филологию открывает учебник А.А.Реформатского "Введение в языкознание". Александр Александрович Реформатский родился в 1900 и умер в 1978 году. Все больше тех, для кого Реформатский - это учебник, подробно тому, как Ожегов - это словарь. Для меня же Реформатский это - "наш А.А.", которого между собой мы иногда любовно называли "Старик"... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 22 июля 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Вечнозелёное дерево теории. Памяти Ю.А. Шрейдера | В конце 50-х в науку пришло новое поколение лингвистов. C их именами впоследствии будет связано становление структурной и математической лингвистики в нашей стране. Благодаря всеобщему увлечению идеями кибернетики это поколение оказалось в условиях скорее привилегированных. Во всяком случае, пока длилась "оттепель", оно было вполне социально востребовано. Стоит вспомнить, однако, что абсолютное большинство из нас - выпускников университетов той поры - сформировались в условиях культурной изоляции и абсолютно подцензурной гуманитарной науки. В частности философские вопросы науки вообще и гуманитарных наук беспокоили тогда меня, и моих коллег-лингвистов гораздо меньше, чем недостаточность наших математических познаний... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 22 июля 2005 г.


Васильев, Л.Г. Три парадигмы понимания: Анализ литературы вопроса | Проблема понимания языковых сообщений не нова для современной науки. Однако её решение по-разному осуществляется в различных отраслях знания. Разнообразие подходов объясняется как известной изолированностью различных наук друг от друга, так и, безусловно, сложностью самого объекта описания. Разногласия в трактовках касаются практически всего, за исключением признания значимости проблемы и необходимости поиска её решения... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 17 июля 2005 г.


Томас Кун о специфике учебной литературы | Говоря об источнике авторитета, я имею в виду главным образом учебники по различным областям знания, а также популярные и философские работы, основывающиеся на них. До недавнего времени ни один другой значительный источник информации о достижениях науки не был доступен, исключая саму практику научного исследования... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 9 июня 2005 г.


Фрумкина, Р.М. Размышления о самосознании лингвистов и филологов (этические аспекты) | Затрагивать этот круг проблем в среде ученых-коллег - лингвистов и филологов - "не принято", и по многим причинам. Назову две: 1) человек склонен понимать только те ответы, применительно к которым у него есть вопросы; 2) менее всего вопросов вызывает то, что, представляясь очевидным, вовсе таковым не является... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека, Р.М. Фрумкина | Добавлено 20 мая 2005 г.


Хабермас Ю. Экскурс об устранении жанрового различия между философией и литературой | “Негативную диалектику” Адорно и “деконструкцию” Деррида можно понимать как разные решения одной и той же проблемы. Обобщающая самокритика разума путается в перформативном противоречии; субъект-центрированный разум изобличает свою авторитарную природу, только прибегая к средствам разума. Средства мышления, которым фальсифицируют “не-идентичное” и по-прежнему привязаны к “метафизике присутствия”, — только они позволяют [разуму] познать собственную недостаточность... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 20 января 2005 г.


Алпатов В.М. Лингвистические традиции (глава уч. пособия "История лингвистических учений") | Люди с самых древних времен в том или ином контексте задумывались о проблемах языка. Хотя в большинстве ситуаций люди не замечают языка, на котором говорят, однако на языковые проблемы приходилось обращать внимание при явных речевых ошибках, при том или ином непонимании собеседника и прежде всего в случаях, когда сталкивались между собой носители различных языков... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 12 января 2005 г.


Беляева, Е.Н. Принцип вежливости в вопросительных речевых актах | В данной статье мы продолжим разговор о реализации принципа вежливости в речевых актах. Уточним определение этого принципа, сравнив его прежде всего с принципом кооперации, сходным с ним по своей функции... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 25 декабря 2004 г.


Гофман И. Первичные системы фреймов (глава 2 монографии "Анализ фреймов") | Когда в нашем западном обществе человек распознает какое-либо конкретное событие, во всех случаях он вкладывает в свое восприятие одну или несколько систем фреймов или схем интерпретации, которые можно назвать первичными. В самом деле, фреймы присутствуют в любом восприятии... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 6 декабря 2004 г.


Дэвид Мацумото Культура и язык (12 глава книги "Психология и культура") | Общение - одна из важнейших сторон нашей жиз­ни. Оно - процесс, связывающий нас всех, помо­гающий нам выполнять работу, строить взаимоот­ношения и достигать целей. Оно также важно для развития и сохранения культуры, передачи ее от одного поколения к другому и укрепления куль­турных задач и ценностей внутри одного поколе­ния. Таким образом, общение играет особую роль в нашем понимании культуры и влияния культу­ры на поведение... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 5 декабря 2004 г.


Клубков П.А. Предпосылки возникновения языкознания | С этой лекции обычно начинается вузовский курс "История лингвистических учений", этот курс последний в ряду всех теоретических курсов лингвистического цикла филологического факультета, он должен подвести итоги всем лингвистическим штудиям, которым приходится заниматься студенту-филологу на протяжении пяти лет... | подробнее

Раздел(ы): Студентам, Библиотека | Добавлено 23 ноября 2004 г.


Маклюэн М. Средство само есть содержание | Средство (или технологический процесс) нашего времени - электронная техника - придает новую форму и перестраивает схемы социальной взаимозависимости, а также каждый аспект нашей личной жизни... | подробнее

Раздел(ы): Библиотека | Добавлено 21 ноября 2004 г.


Главная страница | Библиотека | Студентам | Проблемы современной орфографии


Хостинг от uCoz