Углублённое изучение языка программирования
Паскаль в
школе
Л.Г. Пустобаева
Саранск,
Мордовский государственный педагогический институт
Современная школа должна закладывать общую базу
мышления и культуры, формировать всесторонне развитого человека, создавать условия
для дальнейшего развития в любом направлении. Роль изучения информатики в
формировании и становлении личности трудно переоценить.
По решению министерства образования в 1995 году была принята
трёхэтапная структура курса информатики с распределёнными целевыми
установками:
Первый этап (I - VI классы) - пропедевтический. На этом этапе
формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования
учебных игровых программ.
Второй этап (VII - IX классы) - базовый. Обеспечивает
обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по
информатике.
Третий этап (Х - ХI классы) - профильный. На этом этапе
осуществляется дифференцированное обучение в зависимости от интересов и
направленности допрофессиональной подготовки школьников.
Преподавание программирования как фундаментальной
компоненты информатики начинается на втором этапе и носит ознакомительный
характер. На этом этапе формируется, в основном, алгоритмическое мышление.
Обучение программированию как профессиональной
деятельности происходит на третьем этапе на базе конкретного языка программирования.
Наиболее удачным для этой цели является язык Паскаль как наиболее наглядный,
аналогичный русскоязычному алгоритмическому языку и содержащий цельную систему
понятий и средств.
При составлении учебной программы курса учитель должен
решить, будет ли язык изучен в полном объёме. Опыт показывает [1], что для этого мало
даже годичного курса с тремя уроками в неделю. Кроме того, такие понятия, как
динамические структуры, объектное расширение, относящиеся к ряду 'верхних этажей'
языка, малопонятны некоторым учащимся. Раскрыть эти понятия в полной мере можно
только на достаточно больших задачах, что в объёме школьного курса просто не реально.
Поэтому возникает вопрос о том, надо ли это включать в школьную программу, так как
погоня за количеством обсуждаемых вопросов может стать препятствием для понимания
ряда 'низших этажей' программирования, к которым относятся: средства управления
файловой системой из программ Turbo Pascal, средства доступа к конкретной информации
на внешних носителях персонального компьютера, программирование обменов с
клавиатурой, а также возможности управления экраном дисплея. Наличие знаний и
навыков работы с указанными средствами поможет учащимся лучше понять не только
файловую систему хранения информации, но и технологию взаимодействия программ с
операционной системой.
На основании вышесказанного я предлагаю факультативный курс
по углублённому изучению некоторых возможностей языка программирования Паскаль в
11 классе средней школы. Факультатив включает в себя следующие темы: работа с
дисками и каталогами, ввод - вывод и файлы, работа с клавиатурой, работа с экраном в
текстовом режиме [2]. Для изучения каждой темы разработаны уроки, количество уроков
зависит от уровня подготовки конкретной группы учащихся. Тип урока определяется
содержанием темы, в основном это мотивационно - ориентированные комбинированные
уроки. Основные темы уроков:
- Каталоги: основные понятия и операции.
- Просмотр содержимого каталогов.
- Построение дерева каталогов.
- Операции с файлами как с единым целым.
- Простейшие методы работы с клавиатурой.
- Дополнительные возможности управления экраном.
Некоторые уроки были апробированы во время педагогической
практики, предлагаемый материал вызвал интерес у учащихся и был ими успешно
усвоен.
Литература
1. Методика преподавания информатики: учебное пособие для
студентов педвузов. Под ред. М.П. Лапчика. - М.: "Академия", 2001, 624с.
2. Зуев Е.А. TURBO PASCAL. Практическое программирование. -
М.: Издательство ПРИОР", 1999, 336с.
Прислано на конференцию - 27.02.2003
|