Министерство высшего и профессионального образования РФ

Челябинский государственный университет

Институт гуманитарных проблем

Вузовская академическая лаборатория межкультурных коммуникаций


Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции (2003 г.)
On-line версия

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА:
История и современность


[ Главная ] [ Корпоративная культура вуза - 2003 ] [ Чат ] [ Форум ] [ Гостевая ]

Язык разметки гипертекста как средство создания педагогических программных средств


Д.Ю. Кузьминых

Саранск,

Мордовский государственный педагогический институт

В настоящее время большинство компьютеров используется не изолировано от других компьютеров, а постоянно или время от времени подключаются к локальным или глобальным компьютерным сетям для получения той или иной информации, пересылки и/или получения сообщений и т.д. Самым крупным объединением тысяч локальных, отраслевых, региональных компьютерных сетей всего мира является компьютерная сеть Internet. Можно даже сказать, что Internet - это сеть сетей, опутывающая весь земной шар.

В середине 90 - х гг. в Internet произошли глобальные изменения, связанные с появлением и широким внедрением в сети Internet новой службы World Wide Web, представляющей всемирную распределённую базу гипертекстовых документов.

Основа WWW - файлы в формате HTML (Hyper Text Markup Language - язык разметки гипертекста), или гипертекстовые страницы. "Гипертекст - это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагментами". Роль ключа для связи может выполнять не только текст, но и рисунок, фотография.

Файлы HTML состоят из команд форматирования, текста и ссылок на другие файлы или объекты (графика, звук, анимация). Программа для просмотра HTML-документов (броузер) интерпретирует код HTML, содержащийся в файле, и согласно командам форматирования собирает готовую Web-страницу. Создается и просматривается исходный код файла в любом текстовом редакторе, например Блокнот Windows (Notepad).

Метка языка HTML, или тег (англ. tag), является основным средством разметки документа. Теги - это аналоги операторов в языках программирования высокого уровня. Они применяются при написании программного кода в данном языке, отделяясь от остального текста угловыми скобками: "<" и ">". Регистр символов при этом не имеет никакого значения.

Теги имеют следующий формат: <команда атрибуты>.

Команда - это набор символов, указывающий на то или иное действие.

Атрибут - параметр или свойство конструкции языка HTML. Это, по сути, переменная, которая имеет стандартное имя и которой присваивается определенный набор значений: стандартных или произвольных. Атрибуты располагаются внутри стартового тега и отделяются друг от друга пробелами.

Язык разметки гипертекста HTML в настоящее время широко используется при создании педагогических программных средств(ППС). Которые в свою очередь относятся к техническим средствам обучения.

Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX в. получили широкое распространение.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна, также необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски.

В последнее время стали разрабатываться такие универсальные ТСО, как компьютерные учебники - ППС. Новый компьютерный учебник по истории России XX века состоит из 4 компакт-дисков и базового "бумажного" тома. Загрузив диски, можно прослушать и проглядеть за 24 урока всю историю нашей страны за последние сто лет. В компьютерном учебнике уместились 6000 иллюстраций, кинохроника и забавная анимация. Можно рассмотреть в подробностях карту военных действий или редкий архивный документ, можно составить конспект, разгадать "исторический" кроссворд или пройти тестирование. При этом программа предлагает в конце каждой лекции отвечать на каверзные вопросы. За ответы, естественно, ставятся оценки, объективность которых гарантирована.

Усвоенные лекции и оценки за них заносятся в компьютерную память. Учителю же остается только открыть соответствующий файл в программе и удостовериться в результате самостоятельного обучения. Уровень сложности выбирается самим учеником: от 9-го класса школы до уровня абитуриентов и студентов- первокурсников.

Исследования, проводимые психологами, показали, что, работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает у детей умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Психологи фиксируют у школьников, много общающихся с компьютером, формирование иных представлений об окружающем мире, выработку новых способов организации своего времени и взаимодействия с окружающими.

Надо учитывать еще и такой фактор, как состояние здоровья современных школьников, которое многим из них значительно сокращает время работы с компьютером. Очень серьезные опасения возникают и в связи с тем, что снижается личностный фактор влияния учителя на воспитанников, а, как гласит классический педагогический тезис, сформулированный К. Д. Ушинским, только личностью воспитывается личность.

Прислано на конференцию - 27.02.2003

Здесь стоял счётчик Rambler's Top100... Память о нём мы сохраним в наших сердцах Союз образовательных сайтов
[ E-mail ] © Челябинский государственный университет, 2002-2004

COPYRIGHT. Все права на материалы, находящиеся на сайте "Корпоративная культура вуза", охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка (hyperlink) на сайт "Корпоративная культура вуза".

Web-design, programming, администрирование сайта - Денис Хворостин (E-mail: konf-csu@narod.ru), 2002-2004.

Хостинг, электронная почта - Народ.RU (http://www.narod.ru)

Хостинг от uCoz