Язык разметки гипертекста как средство создания
педагогических программных средств
Д.Ю. Кузьминых
Саранск,
Мордовский государственный педагогический институт
В настоящее время большинство компьютеров используется не
изолировано от других компьютеров, а постоянно или время от времени подключаются к
локальным или глобальным компьютерным сетям для получения той или иной
информации, пересылки и/или получения сообщений и т.д. Самым крупным
объединением тысяч локальных, отраслевых, региональных компьютерных сетей всего
мира является компьютерная сеть Internet. Можно даже сказать, что Internet - это сеть
сетей, опутывающая весь земной шар.
В середине 90 - х гг. в Internet произошли глобальные изменения,
связанные с появлением и широким внедрением в сети Internet новой службы World Wide
Web, представляющей всемирную распределённую базу гипертекстовых документов.
Основа WWW - файлы в формате HTML (Hyper Text Markup
Language - язык разметки гипертекста), или гипертекстовые страницы. "Гипертекст - это
способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые
связи между ее различными фрагментами". Роль ключа для связи может выполнять не
только текст, но и рисунок, фотография.
Файлы HTML состоят из команд форматирования, текста и
ссылок на другие файлы или объекты (графика, звук, анимация). Программа для
просмотра HTML-документов (броузер) интерпретирует код HTML, содержащийся в
файле, и согласно командам форматирования собирает готовую Web-страницу. Создается
и просматривается исходный код файла в любом текстовом редакторе, например Блокнот
Windows (Notepad).
Метка языка HTML, или тег (англ. tag), является основным
средством разметки документа. Теги - это аналоги операторов в языках программирования
высокого уровня. Они применяются при написании программного кода в данном языке,
отделяясь от остального текста угловыми скобками: "<" и ">". Регистр символов при
этом не имеет никакого значения.
Теги имеют следующий формат: <команда атрибуты>.
Команда - это набор символов, указывающий на то или иное
действие.
Атрибут - параметр или свойство конструкции языка HTML. Это,
по сути, переменная, которая имеет стандартное имя и которой присваивается
определенный набор значений: стандартных или произвольных. Атрибуты располагаются
внутри стартового тега и отделяются друг от друга пробелами.
Язык разметки гипертекста HTML в настоящее время широко
используется при создании педагогических программных средств(ППС). Которые в свою
очередь относятся к техническим средствам обучения.
Технические средства обучения уже довольно давно вошли в
наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX в. получили широкое
распространение.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15
% речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и
слушает - 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в
качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств,
несомненна, также необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением
объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство,
микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью
мела и доски.
В последнее время стали разрабатываться такие универсальные
ТСО, как компьютерные учебники - ППС. Новый компьютерный учебник по истории
России XX века состоит из 4 компакт-дисков и базового "бумажного" тома. Загрузив
диски, можно прослушать и проглядеть за 24 урока всю историю нашей страны за
последние сто лет. В компьютерном учебнике уместились 6000 иллюстраций,
кинохроника и забавная анимация. Можно рассмотреть в подробностях карту военных
действий или редкий архивный документ, можно составить конспект, разгадать
"исторический" кроссворд или пройти тестирование. При этом программа предлагает в
конце каждой лекции отвечать на каверзные вопросы. За ответы, естественно, ставятся
оценки, объективность которых гарантирована.
Усвоенные лекции и оценки за них заносятся в компьютерную
память. Учителю же остается только открыть соответствующий файл в программе и
удостовериться в результате самостоятельного обучения. Уровень сложности выбирается
самим учеником: от 9-го класса школы до уровня абитуриентов и студентов-
первокурсников.
Исследования, проводимые психологами, показали, что, работая с
компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к
предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства
графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение,
способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает у детей
умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Психологи
фиксируют у школьников, много общающихся с компьютером, формирование иных
представлений об окружающем мире, выработку новых способов организации своего
времени и взаимодействия с окружающими.
Надо учитывать еще и такой фактор, как состояние здоровья
современных школьников, которое многим из них значительно сокращает время работы с
компьютером. Очень серьезные опасения возникают и в связи с тем, что снижается
личностный фактор влияния учителя на воспитанников, а, как гласит классический
педагогический тезис, сформулированный К. Д. Ушинским, только личностью
воспитывается личность.
Прислано на конференцию - 27.02.2003
|