Министерство высшего и профессионального образования РФ

Челябинский государственный университет

Институт гуманитарных проблем

Вузовская академическая лаборатория межкультурных коммуникаций


Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции (2003 г.)
On-line версия

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА:
История и современность


[ Главная ] [ Корпоративная культура вуза - 2003 ] [ Чат ] [ Форум ] [ Гостевая ]

Специфика виртуального общения

Н.Г. Баталина

Миасс,

Челябинский государственный университет

Наверное, нет такого человека, который никогда не слышал про Интернет. Гораздо меньше тех, кто практически знаком с этим явлением. В основном это те, чья работа непосредственно связана с сетевыми коммуникациями, или же индивидуальные пользователи Сети. В последнее время число таковых возрастает в геометрической прогрессии. Это сопряжено с тем, что сетевая коммуникация обладает массой преимуществ по сравнению с общепринятыми способами личного общения и взаимодействия. Возможность поддержки контактов с людьми, находящимися на расстоянии, потенциальное расширение круга общения до бесконечности, исключая излишнее беспокойство о своей внешности и производимом невербальном впечатлении, так как общение в Интернет в основном происходит с помощью текста. Развитие Интернета к возможности взаимодействия "человек-компьютер" добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек". Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли "виртуальные сообщества", - миры, сформированные Интернет-общением и обладающие специфическими психологическими свойствами. Люди вовлечены в виртуальное общение в зависимости от индивидуальных склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Они читают, пишут, творят, делятся мнениями; состоят в каком-либо киберсообществе, используя для общения различные коммуникационные системы Интернет. Таким образом, речь становится орудием управления, воздействия на окружающих, средством психологического влияния, а лексический запас значительно пополняется, вследствие чего развивается индивидуальная коммуникативная гибкость.

Общение в Интернете строится на письменной разговорной речи, своеобразной смеси письменного литературного и устного разговорного языка. Границы между жанрами зачастую мягче и подвижнее, чем в реальном мире. Отчасти это объясняется незаконченностью формирования таких жанров, но в целом говорит о том, что в Сети другие законы общения. Поэтому если электронное издание стремится максимально использовать представляемые Интернетом возможности обратной связи и диалога, то построение текстов в них должно отличаться от монологичных текстов СМИ. К особенностям организации диалога в Интернете можно отнести импровизацию, ремарки, разговорную речью, порою - просторечие, диалектизмы, шутливые реплики, иронические восклицания, наличие цитат. Нередко встречаются жаргонизмы (жаргон=сленг). Среди употребляемых жаргонизмов преимущественно - специфические компьютерные термины, либо английские, либо англо-русские, или же гибридные: корень - английский, суффикс - русский. Из наиболее продуктивных форм образования и преобразования слов и словосочетаний можно назвать: аббревиатуры (ICQ, IRC (аська - от "I seek you"-"Я ищу тебя"; ирка), plz - "please"- пожалуйста, imho - "in my humble opinion"- по моему скромному мнению, afaik - "as far as I know"- насколько я знаю, RL -"Real Life"- реальная/настоящая жизнь, ppl - "people"- люди, rotfl -"rolling on the floor laughhing"- сейчас умру со смеху), сокращения, усечения, основосложения (конференция - "конфа", информация - "инфа", клавиатура - "клава", компьютер - "комп", Windows- "винда", винчестер - "винт", программа - "прога", администратор - "админ", Интернет - "инет"), изменение слова по ассоциации (MySQL -"муська", Half Life -"халва", e-mail -"мыло", server -"смервак, стервак, сервант", Netscape - "нетшкаф", Pentium -"пень", modem -"момед, мопед", Windows-"виндовоз", Quaek- "квака"), суффиксация (суффиксы существительных -ка: "ирка", "аська", компакт диск - "компашка", чат - место сбора участников - "чат-ов-ка", локальная сеть - "локалка"; -ха: компакт диск -"компаха", меню -"менюха", звуковая карта - "звуковуха", PC- персональный компьютер -"писиха"; -юк: CDROM - "сидюк", PC -"писюк"; -ак: server -"сервак", СDROM - "резак"; -ник: IP - Интернет адрес - айпи - "айпишник", системный блок - "системник", "исходник"; -ец: "чатовец", "диалаповец"; глаголов на -ить: баннер - банить, сканер -сканить, флуд -флудить, спам - спамить, хакер - хачить, e-mail - мылить, смайл - смайлить, глюк - глючить; -ить- + -ся: геймер/гамер - гамиться, чат - чатиться, коннект - коннектиться, инет - инетиться; -ать: юзер - юзать, качать; -ну-: грузануть, качнуть, жахнуть, кикнуть, нюкнуть), префиксация и суффиксация (за- + -ить: zip - зазипить, e-mail - замылить, спам - заспамить, флуд - зафлудить, смайл - засмайлить). Также иногда можно встретить буквенно-цифровой гибридный вид сокращения, например, о5 -"опять", со3 - "сотри".

Таким образом, особенности коммуникации при помощи компьютерных сетей, такие как: возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах (факт часто упускается из виду); невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; обеднение эмоционального компонента общения; анонимность и снижение психологического риска в процессе общения; легкая смена формальных атрибутов, - приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета. Изучение речевых коммуникации позволяет наблюдать, как происходит адаптация иноязычных слов в русской речи, какие языковые конструкции являются доминирующими в процессе адаптации, какие синонимические ряды могут выстраиваться при этом, как изменяются значения слов, что позволяет нам увидеть изменения и развитие родного языка, а также культурный уровень его носителей.

Прислано на конференцию - 3.02.2003

Здесь стоял счётчик Rambler's Top100... Память о нём мы сохраним в наших сердцах Союз образовательных сайтов
[ E-mail ] © Челябинский государственный университет, 2002-2004

COPYRIGHT. Все права на материалы, находящиеся на сайте "Корпоративная культура вуза", охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка (hyperlink) на сайт "Корпоративная культура вуза".

Web-design, programming, администрирование сайта - Денис Хворостин (E-mail: konf-csu@narod.ru), 2002-2004.

Хостинг, электронная почта - Народ.RU (http://www.narod.ru)

Хостинг от uCoz