Эксперты считают, что если руководителю пришлось ругать одного сотрудника дважды - критики достоин сам шеф. За то, что не смог правильно выстроить первую «карательную» беседу. Вывод - искусству "достучаться" до подчиненного нужно учиться.
Редко, когда руководитель удовлетворен работой своих подчиненных на все сто. Что-нибудь да можно было сделать лучше. Отсюда неминуем разговор о причинах профессиональных неудач или недоработок, инициируемый начальником. От того, насколько грамотно он выстроит «разбор полетов», зависит, наступят ли подчиненные, и руководитель вместе с ними, на те же грабли.
Не на новенького. Бизнес-консультант и коуч Владимир Смирнов остерегает руководителей от поспешной критики сотрудников-новичков своей компании. Адаптационный период на новой работе длится до полугода и в это время рекомендуется избегать жесткой критики в отношении не до конца освоившихся работников. В то же время генеральный директор телекомпании «Адамово Яблоко» Кирилл Набутов намеренно не соблюдает это правило. «Я предпочитаю «поддавливать» новичков, даже если с работой они справляются неплохо, - говорит он. - Что плохого, если они будут работать сразу еще лучше?»
Впервые «на ковре». Если проштрафившийся сотрудник оказался в положении отчитываемого впервые, по словам тренера консалтинговой группы «СЭТ» Александра Труся, руководитель обязательно должен привести четкие примеры и факты его профессиональных упущений. Но ни в коем случае не переходить на личности! Беседа должна быть выстроена как рабочая, она должна быть краткой и интенсивной, ее конец должен подразумевать полную ясность в возникшей производственной проблеме.
Рецидивист не нужен. Сотрудник, регулярно не справляющийся со своими обязанностями и неоднократно подвергавшийся жесткой критике начальства, должен быть уволен. По словам бизнес-психолога Виктора Колосова: «Есть такой тип работников, для которых любая критика, что «божья роса», и они в силу психологических причин не способны к анализу и исправлению собственных ошибок. С ними нужно расставаться без сожалений, так как их моральный настрой неадекватно влияет на коллектив».
Без вины виноватые. Другой пример. Если работник добросовестно выполняет свои обязанности, но начальник по тем или иным причинам все равно им недоволен, виноват в этом сам руководитель. Коучи, дающие топ-менеджерам управленческие советы, считают, что при таких обстоятельствах руководитель допускает одну из двух весьма распространенных ошибок. Либо он доверил участок работы, который сотруднику не под силу, либо не сумел из-за своей вербальной слабости четко и грамотно разъяснить задачу, конструктивно, внятно, без «шелухи» обозначить свои претензии. Виктор Колосов говорит, что топ-менеджеры, чье слово должно быть на вес золота, обязаны проходить курсы риторики, а также психологического умения выстраивать различные беседы. Если вполне адекватный сотрудник критики не понимает, значит, руководителю стоит направить ее на себя.
Проблемы на стороне. Бывает и так, что стал ошибаться или халатно относиться к своим обязанностям сотрудник с безупречной репутацией и немалым успешным опытом работы. Как говорит на основе своих наблюдений Александр Трусь, скорее всего, такое поведение работника означает, что он столкнулся с проблемами не на рабочем месте, а вне его - в личной жизни. В таком случае краткая и лапидарная критика «по делу» уже не годится. Разговор должен произойти, что называется, «по душам». Необходимо выяснить все проблемы подчиненного, ведь вполне может статься так, что начальник может их решить.
Ненормативная лексика. Если ошибки сотрудника носят не системный и не фатальный характер и он искренне старается исправиться, свои выражения и претензии руководитель должен смягчить.
Например, вместо того, чтобы сказать «вы не оправдали моих надежд», лучше выразиться «мои ожидания не совсем подтвердились» или «я верю, что вы способны на большее».
Есть и другая крайность. Ни для кого не секрет, что многие начальники критикуют подчиненных на «великом и могучем». При этом считают особый эффект от ненормативных выражений замечательным стимулом к повышению работоспособности сотрудников.
Опрошенные бизнес-консультанты с таким подходом не согласились - он вызывает у сотрудников скорее отторжение и страх, чем желание исправлять ошибки.
Как «разбирать полеты». Пример: сотрудник должен был сделать отчет в трехдневный срок, но не успел.
Правильно
Вызвать сотрудника к себе
«Работа не выполнена в поставленный срок» (оценивать результат)
«В результате опоздания тормозится работа всего вашего отдела» (оценивать последствия для других подразделений и всей компании)
«Ситуацию можно исправить, если вы закончите сегодня в 13.30» (объяснять, как исправить ситуацию)
«В дальнейшем, если вы будете собирать информацию на протяжении всего периода, вам будет не сложно составить отчет быстрее» (советовать, как избежать сложностей в будущем)
Неправильно
Отчитывать его в присутствии коллег
«Вы медленно работаете» (оценивать качества подчиненного)
«Вы плохой, ленивый сотрудник» (обвинять и переходить на личности)
«Если это еще раз повторится, у вас будут проблемы» (угрожать)
«Три дня - вполне достаточно для того, чтобы составить отчет. Если в следующий раз вы не будете лениться, то успеете вовремя» (давать пустые, неконкретные советы)
Источник: "Предприниматель Петербурга" (08/07/2005)
Раздел: Разное | Добавлено 14 июля 2005 г.