Заметки лингвиста
25 окт. 2005 г.


Rosa rugosa

Сегодня тема нашей рассылки - розы. В Древней Греции роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (в Риме - Венеры), а также символизировала любовь и желание. У арабов роза - символ мужской красоты. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность; белая роза - символ невинности, чистоты, целомудрия; Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, а поскольку на ней не было греха, "розой без шипов". В еврейской каббале роза - символ единства. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме роза связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно - красавицы; не случайно большое разнообразие "розовых" имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Розабланка и т.п.).

Роза символизирует собой тайну и молчание. По греко-римской мифологии, бог тишины Гарпократ склонил Венеру к любовной связи; чтобы купить его молчание, сын Венеры, Купидон, дал ему белую розу. Вешать розу на дверь - древний римский обычай. Древние римляне вешали розу на дверь, когда хотели показать, что встреча носит конфиденциальный характер; также роза рисовалась или изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что все, сказанное sub rosa - "под розой" - является конфиденциальным.

Rosa rugosa, один из древнейших видов этого растения, имела пять лепестков, расположенных по пятиугольной симметрии, подобно путеводной звезде Венере. А потому именно изображение Розы связывали с женским началом, а сама роза символизирует число пять. Последняя её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются "Розарий" (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz), причём "Розарий" соотносится с размышлением о трёх "пятерицах" - пяти "радостных", пяти "скорбных" и пяти "славных" таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как роза или имеет розу своим атрибутом. В первобытных культах пять лепестков символизировали пять ипостасей жизни женщины: рождение, менструация, материнство, менопауза и, наконец, смерть.

Кроме того, Роза была тесно связана с концепцией "верного пути", и символ ее использовался в навигации. Компас Розы помогал путешественникам ориентироваться, то же самое можно было сказать и о линиях Розы, или долготы, указанных на картах. По этой причине Роза стала символом и ссылкой на Грааль, говорившими сразу на нескольких уровнях о тайне, женском начале и путеводной звезде, которая одна на свете могла указать человеку истину.

Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения шипов. По одной версии, роза стала красной, когда на её лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков ею убитого Адониса. Иная мотивировка - белая роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда её поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева. По другой версии, роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего на неё каплю вина. С Купидоном связывают и происхождение шипов розы. Вдыхая благоухание розы, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который, преследуя нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из роз. Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил розу шипами. Отчасти сходная версия известна по этиологическому преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы удержать животных от поедания цветов, сделал розы колючими). Согласно раннехристианской легенде, роза росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. Красный цвет розы объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные розы нередко связывались с огнём; известен мотив превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные розы; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из роз), а тернии роз соотносились с терновым венцом. В Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают "Розу Елисейских полей". С другой стороны, розы на могилах мучеников отсылают к идее воскресения.

Роза в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, святых - Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще. В христианстве роза обретает особую символическую ёмкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве роза символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Своё символическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью, шипы - с печалью, сам цветок - со славой.

Многие армии и религии пользовались этим символом, не чужд он был и тайным обществам (розенкрейцеры - рыцари Розового креста).

Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале "Божественной комедии" Данте. В высшем плане неба (Рай XXX-XXXIII) поэт видит огромную пламенеющую розу, лепестки которой - души праведных, а высший из них - богоматерь. После Данте роза всё чаще символизирует духовное избранничество, высокое этическое совершенство, творческий порыв (в итальянском гуманистическом неоплатонизме, философских утопиях розенкрейцеров и масонов и т.д.). Роза как символ земной чувствительной страсти чрезвычайно популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротической аллегорике 16-18 вв. Эволюция образа розы отмечается и в более поздней поэтической и мистической традиции. Так, у немецкого поэта К. Брентано в "Романсах о Розарии" выступают три сестры - Розароза (Алая роза), Розадора (Золотая роза) и Розабланка (Белая роза), которым грозит кровосмесительная связь с братьями, но их спасает вмешательство благодати. Роза становится стержневым образом-символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штифтер и др.), символистов рубежа 19-20 вв. (С. Малларме, В. де Лиль-Адан, О. Уайльд, кружок франц. поэтов - розенкрейцеров и др.), писателей 20 в. (например, У. Б. Йитс, Дж. Джойс, Т. С. Элиот, П. Целан; в России, в первую очередь, - А.А. Блок и О. Э. Мандельштам); в большинстве своём мотивы Розы у этих авторов так или иначе восходят к Данте. В поэтическом цикле Вяч. Иванова "Rosarium" Pоза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным символом мира и человеческой жизни. Образ Розы присутствует во многих произведениях искусства (роза - один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая роза на витражах средневековых храмов). Роза знаменует совершенно "божественную" гармонию мироздания. В Швеции само понятие "народных росписей" обозначается как "rosemalning", т.е. "живопись роз". С 12 в. роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.

Исключительную роль играет роза в символике иранской литературы и искусства. Традиционен мотив любви соловья к розе: когда её срывают, соловей вскрикивает; роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т.п. Не менее известен мотив, объединяющий розу и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой розы - пота, выступившего на Мухаммеде на его пути к небу и упавшего на землю. В германской традиции роза принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.

Символика различных видов розы и её элементов многообразна. Красная роза - христианский символ земного мира; эмблема Адониса, Афродиты, Венеры, Сафо; знак дома Ланкастеров; восторг, стыдливость, стыд, желание, объятие, страсть, материнство, смерть, мученичество. Белая Роза - чистота, девственность, духовность, абстрактная мысль, тишина; знак дома Йорков. Красная и белая розы - единство, союз. Гирлянда роз - атрибут Эроса, Купидона, святой Цецилии; блаженная душа, небесная радость, утешение в христианской вере; ангельский венец. Роза на кресте - смерть Христа. Шип розы - страдание, смерть; христианский символ греха; Роза без шипов - неблагодарность. Венок из роз - небесная радость, награда за добродетель. Розовый сад - Новый Иерусалим; Небесная роза - роза дантовского Рая, образ универсума и высшего блаженства. Золотая роза - роза, благословляемая священником и вносимая на празднике в храм; символ церкви, небесного благословения и радости. Серебряная роза - жилище Брахмы. Розетка розы - знак семи имён аллаха в мусульманстве; в буддизме - знание, закон, путь порядка, т.е. тройственная истина, символизируемая и лотосом; звезда, круг вселенной. Розовое дерево - убежище, приют.

Роза - традиционная эмблема Англии, она представляет собой самый известный нагрудный знак английских королей. После "войны Алой и Белой Розы", названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза дома Ланкастеров и белая дома Йорков были объединены в форме, которая носит название "Розы Тюдоров". В недавние времена красная роза была одобрена европейскими политическими партиями в качестве эмблемы социализма. В 1986 году ее в качестве эмблемы утвердила британская лейбористская партия.


Как обычно, жду Ваши дополнения, уточнения, комментарии по адресу konf-csu@narod.ru


Раздел: Заметки лингвиста | Добавлено 25 октября 2005 г.


Хостинг от uCoz