Хватит читать афоризмы Гюстава Флобера. Как-никак почти пять месяцев этот раздел был без изменений! Сегодня я предлагаю Вам познакомиться с некоторыми афоризмами Оскара Уайлда, которые завалялись в моей коллекции.
Абсолютной правды не бывает…
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
А вот поэты - те не так щепетильны, как ты. Они прекрасно знают, как выгодно писать о любви, ибо на неё всегда спрос. В наше время разбитое сердце может выдержать сколько угодно изданий.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, лорд Генри - Холлуорду/
Большинство людей ждёт, пока жизнь сама не откроет им своих тайн, и лишь немногим избранным дано познать тайны жизни прежде, чем над ними приподнимется завеса. Иногда это бывает под влиянием искусства и литературы, воздействующих непосредственно на ум и чувства человека, но случается, что эту роль берёт на себя какая-нибудь совершенная личность, сама являющаяся произведением искусства, ибо у Жизни, как и у поэзии, скульптуры или живописи, тоже бывают свои шедевры.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV/
…быть естественным - поза, и поза эта ужасно всех раздражает.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
Быть человеком хорошим - значит быть в гармонии с самим собой… А кто вынужден быть в гармонии с другими, тот в разладе с самим собой. Для человека главное - его собственная жизнь.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
…важна сама мысль, независимо от того, насколько искренен человек, её высказавший. Более того, ценность мысли тем выше, чем менее искренен тот, у кого она появилась, ибо в этом случае она не отражает его личных интересов, желаний и предрассудков.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
В детстве мы очень любим родителей; взрослея, начинаем их осуждать, но прощаем их крайне редко.
/"Портрет Дориана Грея", Глава V/
В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
В наши дни люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
…во фраке и белом галстуке кто угодно, даже биржевой маклер, может сойти за цивилизованного человека.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. Холлуорда/
Всегда?! Ах, до чего ужасное слово! Меня всякий раз передёргивает, когда я слышу его. Зато его обожают женщины. Они могут испортить даже самый пылкий роман, пытаясь продлить его навсегда. К тому же это слово лишено всякого смысла. Единственная разница между увлечением и любовью "навсегда" заключается в том, что увлечение длится дольше.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
…все мы не выносим людей с теми же недостатками, что у нас.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
В судьбе людей, физически или интеллектуально превосходящих других, есть что-то роковое; это своего рода фатум, который на протяжении всей истории словно преследует королей, вынуждая их делать неверные шаги. Гораздо безопаснее ничем не отличаться от других. В этом мире всё лучшее достаётся глупцам и уродам. Они могут спокойно сидеть и смотреть, как из кожи вон лезут другие. Пусть им не дано почувствовать торжество побед, зато они избавлены от горечи поражения.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. Холлуорда/
Всякое искусство поверхностно и в то же время символично. Те, кто пытаются проникнуть глубже поверхности, идут на риск. Те, кто пытаются разгадать символы, тоже рискуют.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Всякое искусство совершенно бесполезно.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Высшая, как и низшая, форма критики - один из видов автобиографии.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Гармония тела и духа - как это много значит! В безумии своём мы разлучили их и выдумали реализм с его вульгарностью и идеализм с его пустотой.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. Холлуорда/
…главная прелесть брака заключается в том, что оба супруга вынуждены постоянно друг друга обманывать. Я, например, никогда не знаю, где в данный момент моя жена, а моя жена не знает, чем занимаюсь я.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
…главная цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живём.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
Делать более духовными своих современников - это ли не благородная миссия?!
/"Портрет Дориана Грея", Глава VII, сл. Холлуорда/
Для меня люди вовсе не одинаковы. В близкие друзья я выбираю себе людей с хорошей внешностью, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только с мозгами. Тщательнее всего следует выбирать себе врагов. Среди моих недругов нет глупцов. Все они - люди мыслящие и потому умеют меня ценить.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
Для художника нравственная жизнь человека - лишь одна из тем его творчества. Нравственность же искусства - в совершенном применении несовершенных средств. Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Должны же люди хоть иногда быть серьёзными.
/"Портрет Дориана Грея", Глава V, сл. Джеймса Вейна/
…до чего восхитительно интересны чувства людей - гораздо интереснее их мыслей!.. Твоя собственная душа и страсти твоих друзей - что может быть изумительней этого?!
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, размышления лорда Генри/
Единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
Если говорить о форме, эталон для всех искусств - искусство музыканта. Если говорить о чувстве - искусство актёра.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Если критики расходятся во мнениях, - значит, художник остался верен самому себе.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нём есть нечто новое, сложное и значительное.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Если современной женщине удаётся выглядеть на десять лет моложе своей дочери, она счастлива, и ей больше ничего не нужно.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
…есть на свете что-нибудь реальнее и весомее слов?
/"Портрет Дориана Грея", Глава II/
Жениться… в любом случае не имеет смысла. Мужчины женятся, устав от холостой жизни, женщины выходят замуж из любопытства. И тех и других ждёт разочарование.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
…женщин можно подразделить на две основные категории: некрасивых и накрашенных.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Женщины - во всяком случае, наиболее добродетельные из них - не придают такого уж значения мужской красоте.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
…женщины никогда не бывают гениями. Они - чисто декоративный пол. Им нечего сказать миру, но говорят они это очень мило.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Женщины являют собой торжество материи над разумом, а мужчины - торжество разума над моралью.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Жизненный опыт не делает человека нравственнее. Опытом человек называет свои ошибки.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, размышления лорда Генри/
…зачастую, когда человеку кажется, будто он эксперементирует над другими, на самом деле он экспериментирует над самим собой.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, размышления лорда Генри/
Искусство - это зеркало, но отражает оно не жизнь, а зрителя.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Исправлять или переделывать человеческую природу - значит только ухудшать её.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
Исцелить душу можно лишь с помощью органов чувств, а исцелить чувства можно лишь с помощью души.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
Какой-то мудрец сказал, что величайшие события в мире происходят прежде всего в голове человека. Я только могу добавить, что величайшие прегрешения также совершаются в голове у людей.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
Как сказал один остроумный француз, женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
Как это ни грустно сознавать, но Гений, несомненно, долговечнее Красоты. Потому-то мы и тщимся сверх всякой меры развивать свой ум. В жёсткой борьбе за существование мы хотим опираться хоть на что-нибудь основательное, прочное и поэтому начиняем голову массой ненужных фактов и всяким подобным хламом в наивной надежде удержать за собой место в жизни. Высокообразованный, информированный человек - вот каков современный идеал. Ну а мозг такого высокообразованного, информированного человека - это нечто ужасное! Он подобен антикварной лавке, набитой никчёмным пыльным старьём, где все вещи оценены выше своей реальной стоимости…
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
Когда человек влюблён, он сначала обманывает себя, а потом обязательно и других. Это и принято называть романом.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Конечно, плохо, когда о тебе говорят на каждом углу, но ещё хуже, когда о тебе вовсе не говорят.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
…Красота - одна из форм Гениальности, она даже выше Гениальности, ибо не требует, чтобы её объясняли.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
…красота, подлинная красота, кончается там, где начинается интеллектуальность. Интеллект уже сам по себе аномалия, ибо нарушает гармонию лица. Стоит человеку сесть и о чём-нибудь задуматься, как у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или с лицом происходит ещё что-нибудь ужасное. Взгляни-ка на выдающихся личностей любой учёной профессии - до чего же они уродливы! Исключение составляют, пожалуй, одни лишь церковники, но они ведь никогда не утруждают своих мозгов.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
Критик - это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать своё впечатление от прекрасного.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Кто знает, а может быть, Америку вовсе и не открыли.., а только лишь обнаружили.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. мистера Эрскина/
Любить - значит превосходить самого себя.
/"Портрет Дориана Грея", Глава V, сл. Сибиллы Вейн/
Любой портрет, если его пишешь вкладывая всю душу, является, по сути, портретом самого художника, а не того, кто ему позировал. Натурщик - это всего лишь частность, случайность. Не его, а самого себя раскрывает художник в покрытом красками полотне.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. Холлуорда/
Любопытно, что представители каждого общественного слоя считают наиболее важными как раз те добродетели, без которых они сами прекрасно обходятся: так, богатые проповедуют бережливость, а бездельники любят распространяться о том, как возвеличивает человека труд…
/"Портрет Дориана Грея", Глава I/
Люди меня интересуют больше, чем принципы, а люди без принципов меня попросту восхищают.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
…люди неэгоистичные бесцветны, им не хватает индивидуальности.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
Люди, подверженные филантропическим идеям, не имеют представления о человеколюбии. Это главное, что отличает их от других людей.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. лорда Генри/
Люди часто отдают другим то, в чём сами больше других нуждаются. Вот что я называю настоящим великодушием!
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
…миром движут личности, а не идеи.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV,
Дориан Грей цитирует лорда Генри/
Мне всегда хочется знать о новых друзьях как можно больше, а о старых - как можно меньше.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. лорда Генри/
…мне по душе иметь от других секреты. Это, пожалуй, единственное, что может в наши дни сделать жизнь увлекательной и загадочной. Самая обычная вещь начинает казаться интригующей, если скрываешь её от людей.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. Холлуорда/
Можно простить человеку создание полезной вещи, если только он ею не восторгается. Но того, кто создаёт бесполезную вещь, может оправдать лишь безмерное восхищение своим творением.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
…молодость - единственное богатство, которое стоит беречь.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
Молодые люди хотели бы сохранять верность, но не могут, старики хотели бы её нарушать, но тоже не могут.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
…музыка - это ведь не членораздельная речь. Музыка не созидает в нас новых миров, она лишь создаёт новый хаос.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II/
Музыку Вагнера я люблю больше всего на свете. Она такая громкая, что можно болтать хоть целый вечер, не боясь, что тебя услышат соседи; это одно из её главных достоинств.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Мы многое бы выбрасывали, если б не боялись, что выброшенное тут же подберут другие.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Мысль и Слово для художника - средства Искусства.
Порок и Добродетель для художника - материал для Искусства.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Мы стараемся думать хорошо о других лишь потому, что опасаемся за себя. В основе оптимизма лежит обыкновеннейший страх.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
Не так уж и плохо, если дружба начинается со смеха, но ещё лучше, если она смехом же и заканчивается.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
Нет книг нравственных или безнравственных. Книги или хорошо написаны, или плохо. Вот и всё.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Обычные женщины никогда не волнуют нашего воображения. Они всегда остаются в пределах своего времени. Им не дано преображаться словно по волшебству. Нам так же хорошо известны их мысли, как и шляпки, которые они носят. Нам нетрудно читать в их душе. В них нет никакой тайны… У них одинаковые улыбки и одни и те же манеры. Они для нас - открытая книга. Но актрисы! Актрисы ни на кого не похожи.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. Дориана Грея/
…поверить я могу чему угодно, и тем охотнее, чем история невероятнее.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
…поверхностные люди - это как раз те, кто любит один раз в жизни. То, что они считают преданностью и верностью, - на самом деле или косность привычки, или отсутствие воображения. Постоянство в эмоциях, равным образом как и излишняя последовательность в мышлении, - это просто признание своего бессилия.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Подлинная тайна мира заключается в том, что мы видим, а не в том, что сокрыто от наших глаз…
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
Пожалуй, настоящая трагедия бедных заключается в том, что они не могут себе позволить ничего, кроме самоотречения. Красивые грехи, как и красивые вещи, - привилегия одних лишь богатых.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
…пока что мы никогда не можем понять других и редко когда понимаем самих себя.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, размышления лорда Генри/
…пунктуальность - вор времени.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, мнение лорда Генри/
Раскрыть творение и скрыть творца - вот к чему должно стремиться искусство.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
…самое печальное для человека, пережившего роман, - это то, что он становится таким неромантичным.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
Самые нелепые поступки человек совершает из самых благороднейших поступков.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
Секрет сохранения молодости заключается, главным образом, в том, чтобы по возможности избегать волнений - от них человек только дурнеет.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VII, сл. лорда Генри/
Совесть и малодушие, в сущности, одно и то же… Просто "совесть" звучит респектабельнее, вот и всё.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
Спорят только те, кто не блещет умом.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
…средневековое искусство великолепно, но средневековые представления устарели. Конечно, их можно использовать в литературе, но в литературе всегда применялось лишь то, что вышло из употребления.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
Страсти, природу которых мы не можем понять, властвуют над нами особенно сильно. Чувствами же, происхождение которых у нас не вызывает сомнений, мы управляем без труда.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, размышления лорда Генри/
…судя по тому, как газетчики выглядят, в большинстве своём они недорого стоят.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Так пользуйтесь же вашей молодостью, пока она не ушла. Не растрачивайте попусту золото ваших дней, выслушивая болтливых людей, стараясь выйти из безвыходных положений или проводя время с невеждами, пошляками и ничтожествами. А именно в этом многие усматривают цель своей жизни, именно таковы идеалы нашей эпохи. Живите! Живите той удивительной жизнью, которая заключена внутри вас. Пусть ничто не проходит мимо вас! Никогда не уставайте искать новые ощущения! И никогда ничего не бойтесь!..
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
Те, кто верен в любви, знают её лишь с банальной стороны. Драматическую же сторону узнают только те, кто в любви неверен.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
Те, кто в прекрасном видят уродливое, - люди безнравственные, но безнравственность не делает их привлекательными. Это порок.
Те, кто в прекрасном замечают какую-то красоту, - люди нравственные. Они не полностью безнадёжны. Но лишь избранные видят в прекрасном одно - красоту.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Только два типа людей по-настоящему интересны - те, кто знает о жизни решительно всё, и те, кто о ней решительно ничего не знает.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VII, сл. лорда Генри/
Только согрешив, можно избавиться от соблазна совершить грех, ибо осуществление желания - это путь к очищению.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
Ты ко всем относишься одинаково хорошо, а это значит, тебе все одинаково безразличны.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, Холлуорд - лорду Генри/
У женщин лучший способ защиты - нападение, а лучший способ нападения - внезапное и необъяснимое отступление.
/"Портрет Дориана Грея", Глава V/
У художника не может быть болезненного воображения. Художнику дозволено изображать всё.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
У художника не может быть этических пристрастий. Этические пристрастия художника порождают непростительную манерность стиля.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Хозяева, как известно, не бывают героями в глазах своих слуг…
/"Портрет Дориана Грея", Глава III/
Художник - тот, кто создаёт прекрасное.
/"Портрет Дориана Грея", Предисловие/
Ценность эмоций заключается в том, что они нас уводят с истинного пути, а ценность науки - в том, что она совершенно не эмоциональна.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. лорда Генри/
…цивилизованный человек никогда не сожалеет о том, что предавался наслаждениям, а человек нецивилизованный даже не знает, что такое наслаждение.
/"Портрет Дориана Грея", Глава VI, сл. лорда Генри/
Человек во фраке выглядит совершенно нелепо.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. Холлуорда/
Человек наделён чем угодно, но только не разумом.
/"Портрет Дориана Грея", Глава II, сл. лорда Генри/
Человечество относится к себе уж слишком серьёзно. Это его первородный грех. Если бы пещерные люди умели смеяться, история пошла бы совсем по другому пути.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. лорда Генри/
…чем больше я живу на свете, тем всё больше убеждаюсь: что было достаточно хорошо для наших родителей, для нас уже далеко не так хорошо. В искусстве, как и в политике, les grandperes ont toujours tort.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Чтобы вернуть свою молодость, достаточно повторить её безрассудства.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. лорда Генри/
Чувства точно так же могут облагораживаться, как и разум деградировать.
/"Портрет Дориана Грея", Глава IV, сл. лорда Генри/
Экзамены… - это полнейшая чепуха, от начала и до конца. Настоящие джентльмены и так знают вполне достаточно, а всем остальным знания только во вред.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. лорда Фермора/
Я бы ничего не стал изменять в Англии, кроме погоды.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. лорда Генри/
Я ещё могу смириться с откровенной силой, но откровенное здравомыслие невыносимо.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. лорад Генри/
Я предпочитаю сам, без посторонней помощи, составлять свое мнение о людях.
/"Портрет Дориана Грея", Глава I, сл. лорда Генри/
Я слишком люблю читать книги.., чтобы самому их писать.
/"Портрет Дориана Грея", Глава III, сл. лорда Генри/
Раздел: Разное | Добавлено: 16 мая 2005 г.