Министерство высшего и профессионального образования РФ

Челябинский государственный университет

Институт гуманитарных проблем

Вузовская академическая лаборатория межкультурных коммуникаций


Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции (2003 г.)
On-line версия

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА:
История и современность


[ Главная ] [ Корпоративная культура вуза - 2003 ] [ Чат ] [ Форум ] [ Гостевая ]

Пути изменения содержания образования в связи с процессами глобализации


Демарина

Саранск,

Мордовский государственный педагогический институт

XXI в. принес, как известно, глубочайшие перемены, открыл совершенно новые возможности в приобщении сотен и сотен миллионов людей к активной общественной жизни, культуре, достижениям мировой цивилизации. Это время подлинно интернационального характера развития науки - наиболее динамичной и производительной силы современного человечества. Небывалый в истории уровень и размах научных знаний, крупнейшие прорывы по широкому фронту отраслей естествознания - физики, химии, биологии, информатики, астрономии, проникновение человека в тайны микро- и макромира, в глубины Земли, Мирового Океана, Космоса, в сущность всего живого, осуществление ряда научных открытий, создавших основу для переворота в технике и материальном производстве - словом всё то, что явилось результатом упорных усилий, не одной, а многих стран, расположенных в разных частях света. Подобная революция не была бы возможной без быстрого распространения научных знаний, без широкого международного общения ученых и обмена научными достижениями и открытиями.

Взаимосвязь различных стран и регионов Земли нигде не проявляется столь отчетливо как в достигнутых современным человечеством масштабах и уровне развития, международных связей, контактов, общения между людьми. Благодаря новым скоростным средствам транспорта - воздушного, автомобильного, морского, железнодорожного создало поистине новые возможности для общения людей, живущих в разных частях планеты, неизмеримо повысило информированность населения Земли о происходящих в мире событиях. В наш век "информационного общества" с такими телекоммуникационными сетями как INTERNET границы между государствами зачастую проходят через многочисленные абонентские точки информационных сетей (персональных компьютеров) прямо в учреждениях и даже частных квартирах. Ничего подобного прошлая история человечества не знала. Процесс глобализации достаточно бурно, с размахом, и большой скоростью охватывает весь мир, становится важнейшим процессом современной действительности.

Однако процесс этот достаточно неоднозначный. Одна из важнейших черт мирового развития XXI века - все более заметное влияние на жизнь народов различных стран, на судьбы человечества, на всю систему международных отношений так называемых глобальных проблем - общественных процессов и явлений подлинно всемирного характера. Среди них наиболее остро стоят - угроза ядерной войны, демографические проблемы, обеспечение человечества энергией и сырьем, использование ресурсов Мирового Океана, освоение космического пространства, развитие международных отношений сотрудничества. Проблема развития человека в современном обществе также перерастает в одну из важнейших глобальных проблем.

В основе лежат процессы, развертывающиеся во всемирном масштабе и охватывающие в своей совокупности многочисленные и самые разнообразные стороны жизни людей в обществе, преломляясь по-разному в условиях определенных общественных систем, они ведут к существенным изменениям в характере труда, досуга, потребления, расселения, в семейной жизни, в культуре и быту. Глобальный характер подобных изменений усиливается в результате возрастающей интернационализации жизни человечества. Достижения науки, техники, материальные и культурные блага, знания и ценности, вкусы и эстетические представления с небывалой прежде быстротой распространяются от одного общества к другому. Одни из них не находя соответствующей почвы в условиях иных национальных культур, отталкиваются ими, другие прививаются и образуют сложный, часто противоречивый сплав с национальными и региональными традициями, с ведущими ценностями каждого общества.

Влияние такого рода явлений на человека, на формирование и развитие личности достаточно неоднозначно и противоречиво, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Подчинение глобальных процессов современности высшим интересам человека, развитие его как личности активного и ценного члена общества приобретает поэтому значение самостоятельной важной проблемы мирового развития.

Как справедливо отмечают исследователи глобальных проблем, один из важнейших "человеческих" аспектов составляет особенность организации образования. Образование - зеркало общества. В нем отражаются все новейшие тенденции, процессы и явления, происходящие в нём. Образование, как постоянный процесс передачи предшествующим поколениям последующим социально значимого опыта, не может не реагировать на глобализацию, охватившую мировую цивилизацию. Особенно чувствительным в этом плане выступает содержание образования, т. к. источниками его формирования являются культура и социальный опыт.

На наш взгляд, изменения содержания образования в условиях процесса глобализации должны идти по трём направлениям: 1) ликвидация роста образовательного неравенства; 2) развитие человека как члена глобального общества; 3) формирование нового мышления, отличающегося такими чертами, как планетарность, экологичность, гуманистической направленностью.

Первый аспект связан с различием в уровнях развития образования в разных странах. Здесь необходимо плодотворное сотрудничество, как на уровне педагогов, ученых-методистов, так и самих учащихся. Проводя отбор содержания образования необходимо учитывать не только собственный, но и международный опыт.

Второй аспект предполагает интеграцию личности в национальную и мировую культуру, её воспитания в духе взаимопонимания и сотрудничества между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. Это необходимо учитывать особенно при преподавании гуманитарных дисциплин. Однако это не означает полное отстранение от национальной культуры. Необходимо, чтобы национальное и региональное своеобразие сосуществовало с единством исторических судеб, единством мирохозяйственных связей и взаимосвязанности политических процессов.

Третий аспект особенно актуален в наш ядерно-космический век. В содержании образования необходимы установки на правильное отношение к окружающей среде, рациональное природопользование, отказ от бездумных экспериментов в науке, т. е. решение глобальных проблем, связанных с выживанием человечества.

На наш взгляд, эти аспекты должны играть важную роль при составлении стандартов и учебных планов, вводя новые предметы, которые отражают прогресс науки, техники, изменениям в общественной жизни, и более глобально, во всем мире. Кроме того, немаловажно тесное сотрудничество, как состоявшихся педагогов, так и студентов педагогических ВУЗов на международных форумах, конференциях, встречах, постоянный обмен опытом, необходимой информацией. Глобалистика тем и ценна, что вопреки всем видам расколотости человечества, она утверждает объективное существование его единства, апеллирует к становлению глобального сознания, как к решающему фактору будущего мирового развития. И как следствие дает нам, будущим педагогам, направления для воспитания и обучения нового поколения людей, рожденных для жизни в глобальном обществе.

Прислано на конференцию - 27.02.2003

Здесь стоял счётчик Rambler's Top100... Память о нём мы сохраним в наших сердцах Союз образовательных сайтов
[ E-mail ] © Челябинский государственный университет, 2002-2004

COPYRIGHT. Все права на материалы, находящиеся на сайте "Корпоративная культура вуза", охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка (hyperlink) на сайт "Корпоративная культура вуза".

Web-design, programming, администрирование сайта - Денис Хворостин (E-mail: konf-csu@narod.ru), 2002-2004.

Хостинг, электронная почта - Народ.RU (http://www.narod.ru)

Хостинг от uCoz