|
|
Пути изменения содержания образования в связи с
процессами глобализации
Демарина
Саранск,
Мордовский государственный педагогический институт
XXI в. принес, как известно, глубочайшие перемены, открыл
совершенно новые возможности в приобщении сотен и сотен миллионов людей к
активной общественной жизни, культуре, достижениям мировой цивилизации. Это время
подлинно интернационального характера развития науки - наиболее динамичной и
производительной силы современного человечества. Небывалый в истории уровень и
размах научных знаний, крупнейшие прорывы по широкому фронту отраслей
естествознания - физики, химии, биологии, информатики, астрономии, проникновение
человека в тайны микро- и макромира, в глубины Земли, Мирового Океана, Космоса, в
сущность всего живого, осуществление ряда научных открытий, создавших основу для
переворота в технике и материальном производстве - словом всё то, что явилось
результатом упорных усилий, не одной, а многих стран, расположенных в разных частях
света. Подобная революция не была бы возможной без быстрого распространения
научных знаний, без широкого международного общения ученых и обмена научными
достижениями и открытиями.
Взаимосвязь различных стран и регионов Земли нигде не
проявляется столь отчетливо как в достигнутых современным человечеством масштабах и
уровне развития, международных связей, контактов, общения между людьми. Благодаря
новым скоростным средствам транспорта - воздушного, автомобильного, морского,
железнодорожного создало поистине новые возможности для общения людей, живущих в
разных частях планеты, неизмеримо повысило информированность населения Земли о
происходящих в мире событиях. В наш век "информационного общества" с такими
телекоммуникационными сетями как INTERNET границы между государствами зачастую
проходят через многочисленные абонентские точки информационных сетей
(персональных компьютеров) прямо в учреждениях и даже частных квартирах. Ничего
подобного прошлая история человечества не знала. Процесс глобализации достаточно
бурно, с размахом, и большой скоростью охватывает весь мир, становится важнейшим
процессом современной действительности.
Однако процесс этот достаточно неоднозначный. Одна из
важнейших черт мирового развития XXI века - все более заметное влияние на жизнь
народов различных стран, на судьбы человечества, на всю систему международных
отношений так называемых глобальных проблем - общественных процессов и явлений
подлинно всемирного характера. Среди них наиболее остро стоят - угроза ядерной войны,
демографические проблемы, обеспечение человечества энергией и сырьем, использование
ресурсов Мирового Океана, освоение космического пространства, развитие
международных отношений сотрудничества. Проблема развития человека в современном
обществе также перерастает в одну из важнейших глобальных проблем.
В основе лежат процессы, развертывающиеся во всемирном
масштабе и охватывающие в своей совокупности многочисленные и самые разнообразные
стороны жизни людей в обществе, преломляясь по-разному в условиях определенных
общественных систем, они ведут к существенным изменениям в характере труда, досуга,
потребления, расселения, в семейной жизни, в культуре и быту. Глобальный характер
подобных изменений усиливается в результате возрастающей интернационализации
жизни человечества. Достижения науки, техники, материальные и культурные блага,
знания и ценности, вкусы и эстетические представления с небывалой прежде быстротой
распространяются от одного общества к другому. Одни из них не находя
соответствующей почвы в условиях иных национальных культур, отталкиваются ими,
другие прививаются и образуют сложный, часто противоречивый сплав с национальными
и региональными традициями, с ведущими ценностями каждого общества.
Влияние такого рода явлений на человека, на формирование и
развитие личности достаточно неоднозначно и противоречиво, имеет как позитивные, так
и негативные аспекты. Подчинение глобальных процессов современности высшим
интересам человека, развитие его как личности активного и ценного члена общества
приобретает поэтому значение самостоятельной важной проблемы мирового
развития.
Как справедливо отмечают исследователи глобальных проблем,
один из важнейших "человеческих" аспектов составляет особенность организации
образования. Образование - зеркало общества. В нем отражаются все новейшие
тенденции, процессы и явления, происходящие в нём. Образование, как постоянный
процесс передачи предшествующим поколениям последующим социально значимого
опыта, не может не реагировать на глобализацию, охватившую мировую цивилизацию.
Особенно чувствительным в этом плане выступает содержание образования, т. к.
источниками его формирования являются культура и социальный опыт.
На наш взгляд, изменения содержания образования в условиях
процесса глобализации должны идти по трём направлениям: 1) ликвидация роста
образовательного неравенства; 2) развитие человека как члена глобального общества; 3)
формирование нового мышления, отличающегося такими чертами, как планетарность,
экологичность, гуманистической направленностью.
Первый аспект связан с различием в уровнях развития
образования в разных странах. Здесь необходимо плодотворное сотрудничество, как на
уровне педагогов, ученых-методистов, так и самих учащихся. Проводя отбор содержания
образования необходимо учитывать не только собственный, но и международный
опыт.
Второй аспект предполагает интеграцию личности в
национальную и мировую культуру, её воспитания в духе взаимопонимания и
сотрудничества между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.
Это необходимо учитывать особенно при преподавании гуманитарных дисциплин.
Однако это не означает полное отстранение от национальной культуры. Необходимо,
чтобы национальное и региональное своеобразие сосуществовало с единством
исторических судеб, единством мирохозяйственных связей и взаимосвязанности
политических процессов.
Третий аспект особенно актуален в наш ядерно-космический век.
В содержании образования необходимы установки на правильное отношение к
окружающей среде, рациональное природопользование, отказ от бездумных
экспериментов в науке, т. е. решение глобальных проблем, связанных с выживанием
человечества.
На наш взгляд, эти аспекты должны играть важную роль при
составлении стандартов и учебных планов, вводя новые предметы, которые отражают
прогресс науки, техники, изменениям в общественной жизни, и более глобально, во всем
мире. Кроме того, немаловажно тесное сотрудничество, как состоявшихся педагогов, так и
студентов педагогических ВУЗов на международных форумах, конференциях, встречах,
постоянный обмен опытом, необходимой информацией. Глобалистика тем и ценна, что
вопреки всем видам расколотости человечества, она утверждает объективное
существование его единства, апеллирует к становлению глобального сознания, как к
решающему фактору будущего мирового развития. И как следствие дает нам, будущим
педагогам, направления для воспитания и обучения нового поколения людей, рожденных
для жизни в глобальном обществе.
Прислано на конференцию - 27.02.2003
|
|
|