И. Грицевская
Последний оплот интеллигенции


© Copyright 2002, Ирина Грицевская, преподаватель кафедры культуры речи НГМА.


Сейчас у нас век стандартизации, но языковое чутье у всех разное. Одному оно диктует писать "печку" с мягким знаком, и он так и напишет; другой будет писать "медицину" через "ы". И кончается все это тем, что мы перестаем понимать друг друга. Как далеко может завести нас наше языковое чутье? Где, на каком витке разночтений, понимание начинает теряться? Норма должна быть вариативной, но вариативной в определенных рамках.

Правила в предложенном проекте сформулированы громоздко, зачастую нелогично, в некоторых разделах по десять этажей рекомендаций — до правды не докопаешься. Я очень плохо представляю себе, что последовало бы у нас за введением того проекта, который предлагался Орфографической комиссией. Какую бы это форму приняло в нашем несчастном государстве? Правда, свирепость российских законов всегда смягчалась их невыполнением.

Мне кажется, что эту реформу должны делать практики — люди, которые постоянно преподают или работают с готовым текстовым материалом. А ее делали академические исследователи из Института русского языка. В составе Орфографической комиссии, как утверждают сами разработчики реформы, есть и учителя, и другие практики. Только их вклад в разработку почему-то почти не чувствуется. Проект отдает теоретизмом. Если бы моего мнения спрашивали, я бы назвала совершенно другие правила, которые устарели и вызывают недоумение. Почему, собственно, "не видимые мною слезы" раздельно, а "невидимые миру слезы" слитно? Вот эту бы путаницу как раз устранить, а уж "парашюты" оставить в покое, если они у всех на виду.

Почему прошла реформа начала века, почему тогда позволили уйти "ятям" и "ерам", а сейчас так рьяно встали на защиту "парашюта"? Лично мое мнение: реформа орфографии прошла гладко потому, что тогда была выбита вся интеллигенция. Носители старой нормы в начале века были элементарно рассеяны по миру. Наш язык — это последний рубеж, который у нас остался.


Источник: Газета "МОНИТОР" № 20 (3.06.2002-9.06.2002) (23/12/2004).

Раздел: Студентам | Добавлено 5 сентября 2005 г.


Хостинг от uCoz