Д.В. Хворостин - Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации на молодёжь

Хворостин, Д.В.
Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации на молодёжь


© Copyright 2004, Денис Владимирович Хворостин


Расширение информационной среды поставило перед исследователями ряд вопросов о природе взаимодействия информации и человека. Изучается специфика средств массовой информации (СМИ); то, как СМИ влияют на убеждения, мнения, поведение людей - иными словами, те эффекты, которые СМИ оказывают на "потребителей информации". В самом общем виде вопрос можно сформулировать следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что показывает ему телевидение (как самое доступное средство массовой коммуникации).

Если традиционно предлагалось рассматривать коммуникацию как передачу информации (информационные модели К. Шеннона и Г. Лассуэлла), то сегодня передача информации расценивается как средство реализации более глубинных целей: информация воздействует (Д. Болинджер, Р. Фоулер, Э. Хансен, Х. Маркус, Р.М. Блакар, И.Л. Дергачёва, Е.Л. Доценко, Т.М. Николаева, Е.Е. Корнилова и другие). Это воздействие может быть осмыслено как информационное насилие.

Информационное насилие - это, прежде всего, избыточность информации. Если говорить об информационном перенасыщении городского пространства, которое проявляется, в частности, в наружной рекламе, стоит отметить, что "становясь невольными заложниками навязчивых и агрессивных рекламы и масс-медиа, жители мегаполисов испытывают стресс, подавленность, одиночество, страх. Современный город и человек в нем живут отдельной жизнью, город, заполненный рекламой, становится чужим, неродным и неуютным" [1]. В свою очередь, "непричастность к судьбе города формирует у его жителей чувство безответственности и безразличия - разрыв становится все более драматичным и непреодолимым. Информационное насилие превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода к окружающему миру" [1].

Избыток информации препятствует критическому суждению: "ежедневно поступающая масса сведений, фактов, оценок, рекомендаций, которые нередко противоречат друг другу и которые человеческое сознание не успевает как следует переварить, порождает "интеллектуальную диспепсию", сбивает человека с толку и не даёт возможности самоопределиться - ни в интеллектуальном, познавательном, ни в нравственном отношении" [2: 189].

Проблема информационной насыщенности имеет ещё один аспект. Экстенсивное размещение информации в большей мере закончено: везде, где возможно разместить рекламу, она уже есть (в газетах и журналах, внутри городского транспорта и на кузовах автомобилей, на стенах домов и асфальте и т.д.). Теперь носителем информации становится сама информация. Для большой части англоязычного интернета характерно наличие ссылок на электронный магазин "Amazon.com", причём часто границы между собственно текстом и рекламой размыты. Поиск необходимой информации становится всё более и более затруднительным: с одной стороны, можно отметить рост объёма доступной информации, с другой - низкое качество значительной её части. Неспособность определить, какая информация действительно важна, а какая нет, приводит к тому, что по поводу даже самых насущных жизненных вопросов становится всё труднее выработать самостоятельное суждение. "Особенно трудно сейчас детям и подросткам, и не удивительно, что при ранней физиологической зрелости (ускоряемой теми же телезрелищами) их духовное созревание, предполагающее подлинное познание и ответственность за свои поступки и за свою жизнь, наступает всё позднее. А в эпоху, когда широкий поток чужого опыта и анонимного знания захлёстывает человека задолго до появления собственного, жизнь грозит превратиться в какой-то мираж, где утеряны всякие ориентиры" [2: 190].

Важно отметить, что информация и знание - понятия не тождественные, хотя их нередко отождествляют. "Знание предполагает опыт, а информация - чаще всего нет. Информация, как правило, передает человеку вторичный опыт до того, как он вообще получил первичный; человеку что-то объясняется раньше, чем он успел это пережить" [2: 189-190].

F. Emery & M. Emery описывают в "The Choice of Futures - to Enlighten or to Inform?" (1976) эксперимент, в котором жителям Сан-Франциско звонили по телефону и спрашивали, какую новость они только что видели в национальной новостной программе. Половина из опрошенных не вспомнила ничего [3]. Исследователи предположили, что телевидение не имеет почти никакого информационного эффекта, и имеет ещё меньший обучающий эффект. Это предположение позже многократно подтверждалось другими учёными. Marie Winn доказывает в своей книге "The Plug-in Drug" (1979), что программы вроде "Улицы Сезам" не имеют обучающего эффекта. Недостаток обучающего эффекта также комментируется M. A. Erausquin et alli в книге "Los Teleninos" (1980), где утверждается, что "кажется все более и более доказанным, что телевидение само по себе не способно научить практически ничему" [цит. по: 3].

С другой стороны телевидение способно моделировать поведение "потребителей" информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия в самых жестоких и извращенных формах превзошло границы восприятия его нормальным человеком. Психологами отмечено, что насилие, лавиной обрушивающееся с экрана, становится "нормой" досуга не только взрослых, но детей и подростков.

Причины интереса СМИ к насилию также являются предметом научного осмысления. Так, Ричард Броди в книге "Virus of the Mind: The New Science of the Meme" (1996; русский перевод: 2001) пишет, что у СМИ есть "только один способ выживания: они должны обращаться к вопросам, к которым мы чувствительны" [4: 139]. Кроме того, СМИ стараются привлечь зрителей (читателей) чем-то необычным и парадоксальным (ср. расхожее выражение: "Если собака укусила человека - это не новость, но если человек укусит собаку - это новость"). Из СМИ "мы очень мало узнаём о приземлённых, обыденных вещах. То, что мы видим - преступления, катастрофы и сверхчеловеческие достижения спортсменов - это мир, оторванный от повседневной реальности" [4: 137]; чем меньше вероятность некоего происшествия, тем больше вероятность его освещения в СМИ. Несмотря на то, что, как отмечает Р. Броди, предоставляемая СМИ картина искажает действительность, многие люди сегодня испытывают потребность в получении всё новых и новых "доз" информации, и эта зависимость подобна наркотической.

СМИ, потенциально способные формировать и корректировать убеждения, мнения, поведение людей, на самом деле реализуют эту потенцию в искаженном виде. Борьба за рейтинги выводит на экраны фильмы и программы, формирующие модели поведения, которые нельзя назвать образцовыми: если возникла проблема, то решить её можно только с применением силы (убей, ограбь, укради), если хочешь отдохнуть - купи пива. Образ успешного человека в современной России сильно деформирован (как минимум, это вор). Показательно, что фильмы "Бедная Настя" и "Дорогая Маша Березина" (в этих фильмах показывается тип героев, не характерный для постсоветского кино: всесторонне развитый, решающий проблемы не столько при помощи силы, сколько при помощи знаний), которые показывались изначально в прайм-тайм, были сдвинуты в телевизионной сетке в менее удобное для просмотра время. Традиционные для общества образцы поведения подменяются псевдо-идеалами масс-культуры. "Люди, не имеющие к культуре никакого отношения, диктуют нам сегодня музыкальный вкус и моду, - отмечает в интервью газете "Аргументы и факты" музыкальный продюсер Евгений Фридланд. - А радио и телевидение участвуют в этой культурной диверсии против страны" (АиФ, 2004, № 39, с. 21).

Очевидно, что социально значимой становится экология информации - "освоение норм реакции социума и индивида на информационное пространство с целью селекции данных, необходимых для развивающего существования" [5]. СМИ не только меняют представление людей о собственном мире, в котором, по мнению Р. Броди, вовсе не прибавилось убийц [4: 138], они порождают этих убийц, закладывая определённые модели поведения. Отметим, что проблема эскалации насилия и терроризма тоже порождена в большей мере средствами массовой коммуникации. От того, какие стереотипы поведения молодёжь примет за идеал, будет зависеть, что мы будем считать культурой десятилетия спустя и в каком мире будем жить.


Литература:

1. Аллахвердиева, В.Б. Современное искусство и новые технологии как средство налаживания коммуникации в городском пространстве // http://www.adit.ru/rus/conference/adit2002/papers/paper.asp?nomer=18.

2. Гайденко, П.П. Информация и знание // Философия науки / РАН. Ин-т. философии. - М., 1997. - Вып. 3: Проблемы анализа знания. - С. 185-192.

3. Setzer, V. TV and Violence: A Perfect Marriage // http://www.ime.usp.br/~vwsetzer/TVandViolence.html.

4. Броди, Р. Психические вирусы. Как защититься от программирования психики. - М., 2001.

5. Фомина, А.А. Информационная экология детства // http://www.libconfs.narod.ru/s3/fomina.htm.


Хворостин, Д.В. Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации на молодёжь // Молодёжь в культуре и науке XXI века / Материалы третьей научной конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей. 2 ноября 2004 г. / ЧГАКИ. - Челябинск, 2004. - С. 276-279.

Раздел: Библиотека | Добавлено 13 мая 2005 г.


Хостинг от uCoz