Проблемы современной орфографии

Новейшая лингвистика

ТЕМА: Опрос учителей – 2003 (сводные данные)

 

© 2003, Денис Хворостин (текст)

© 2005, Записки лингвиста (оформление, корректура)

Опрос учителей – 2003 (сводные данные)

 

В 2003 г. в рамках факультатива “Проблемы современной орфографии” студенты провели опрос своих школьных учителей русского языка. Учителей просили ответить на следующие вопросы:

 

1.      Назовите десять самых распространённых ошибок

2.      Назовите десять слов, в которых ученики обязательно сделают ошибки

3.      Назовите самые тяжёлые для изучения правила.

4.      Что вызывает затруднения в преподавании?

5.      Какие правила хотелось бы изменить, доработать?

 

От студентов было получено 18 отчётов. Суммировав их, мы получили следующую картину:

1. Самые распространённые ошибки

 

1.      Н и нн в причастиях и прилагательных / в разных частях речи (14)

2.      Не с разными частями речи [в частности, не с глаголами] (8)

3.      Правописание приставок пре- и при- [написание зависит от смысла] (7)

4.      Безударные гласные [в корне слова] (7)

5.      Чередующиеся гласные в корне слова (7)

6.      Частицы не и ни (откуда ни возьмись, куда только не ступала нога человека…) (6)

7.      Правописание производных предлогов в течение, в продолжение, вследствие… [слитно / раздельно + е, и в конце предлогов] (4)

8.      Гласные о, е, ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) [и ц] (вечёрка, дешёвый, мажор, шок, чащоба) (4)

9.      Правописание наречий [слитно / раздельно (вкрутую, в открытую, впотьмах, навыкате и др.) + суффиксы] (3)

10.   Правописание непроверяемых гласных (словарные слова) (винегрет, привилегия, периферия, стипендия) (3)

11.   Дефис в сложных прилагательных (2)

12.   Е и и в падежных окончаниях имён существительных (2)

13.   Непроизносимые согласные (гигантский, костный*, свистнуть, корыстный) (2)

14.   Мягкий знак в разных частях речи [в частности, в числительных] (рощ – род.п. мн.ч. от сущ. роща) (2)

15.   Правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков (2)

16.   Правописание личных безударных окончаний глаголов (Е и и в I и II спряжениях) (2)

 

Кроме того, были отмечены следующие затруднения учащихся:

 

1.     Употребление деепричастного оборота в определённо-личных предложениях (Составляя уравнение, будьте внимательны; *Составляя уравнение, нужно знать…)

2.     Согласование приложений (городу Миассу, *городу Миасс; в рассказе «Попрыгунья», *в рассказе «Попрыгунье»)

3.     Согласование подлежащего и сказуемого (большинство сотрудников проголосовали, *большинство сотрудников проголосовало; большинство бланков пропало, *большинство бланков пропали)

4.     Использование сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных (самый хороший, *самый лучший; более нужный, *более нужнее)

5.     Вводное приложение с цитатой (Как сказал Пушкин, «любви все возрасты покорны»; *Как сказал Пушкин: «Любви все возрасты покорны»); вообще цитирование

6.     Перевод из прямой в косвенную речь (Она сказала, что [она] пошла в магазин; *Она сказала, что я пошла в магазин)

7.     Выбор между двоеточием и тире в сложном бессоюзном предложении (2)

8.     Причастные обороты (не закрывают)

9.     Пунктуация при союзе и

10.  Обособленные слова и предложения (2)

2. Слова, в которых постоянно делаются ошибки

 


Агентство

Адъютант

Аккомпанемент (3), аккомпанировать

Аккуратный, аккуратно

Алюминиевый, алюминий / иллюминация

Апелляция

Аплодисменты

Аполлон

Асфальтовый

Безалаберный

Беспричинный

Беспроводной

Благодарение

Борщом

В связи с тем, что… / Ввиду того, что…

В течение (2) / в течении (2)

Вверх, вниз

Винегрет

Влево

Водоросль

Во-первых

Впоследствии (2)

Вприщурку (2)

Газификация (и подобн.)

Галерея (2)

Громоздкий

Гуманизм

Двадцать, двенадцать (и подобн.)

Двухъярусный (4)

Девяносто

Дезертир

Детство

Дешёвый

Дирижёр

Долина

Драма (3)

Загорелся

Залежь

Запах

Зарница

Здравствуйте

Искусственный (3) (тж. искусство (5)) / искусный

Колоссальный

Крестник

Крыжовник

Лучше

Мало-помалу

Масляное пятно / Масленая каша 

Масса

Мировоззрение (3)

Монпансье

Наотмашь, наперекор

Насчёт / на счёт

Незваный

Ненависть

Неординарный

Несчастье

Ноябрьский

Обаятельный

Объединение

Объездчик

Одиннадцать (3)

Ожог (сущ.) / ожёг (глаг.) (2)

Окаянный

Ориентироваться

Отнюдь не красиво

Пересказ

Пескарь

Пессимистический

Платьице

Пловец, пловчиха

По моему мнению

Под уздцы

Подстриженный

Подъезд

Поллитровка, полдыни / пол-лимона

По-прежнему (2)

По-русски

Посвящение / просвещение

Поскользнуться

Предаваясь, предавать

Предчувствовать / участие

Президент

Президиум (2)

Преодолеть

Прерогатива

Привилегия (4)

Приоритет

Программный

Промокашка

Пропагандист

Профессия

Пьедестал

Пьеса (3)

Пятисотмиллиметровый

Разъединить

Рассчитывать / расчёт (тж. расчётливый)

Рессора

Ровесник (4) / сверстник

Руганный

Сварщик / грузчик

Сверхизысканный

Серебряный (4) / серебрёный

Скипидар

Смышлёный

Стеклянный (тж. оловянный, деревянный) – исключения

Стеллаж

Сызмала

Трасса / Терраса (2)

Трехсотшестидесятипятилетний

Труженик (2)

Удивительный

Цирк

Чопорный

Чувствовать (2), чувство

Шведский

Шёпот (2)

Шорох

Шоссе (3)

Шофёр (2)

Эксперимент

Юный (2)


 

3. Самые тяжёлые для изучения правила

 

1.     Н и нн в причастиях и [отглагольных] прилагательных [Незнание частей речи // плохо различают прилагательные и причастия – отсюда ошибки в кратких формах: Девочка умна и образованна. Комиссия образована для расследования] (16)

2.     Не с разными частями речи (9)

3.     Правописание приставок пре- и при- (7)

4.     Правописание производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие…) [слитно / раздельно + е в конце предлогов] (4)

5.     Гласные о, е, ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) [и ц] (4)

6.     Частицы не и ни (4)

7.     Чередование гласных в корне слов [написание зависит от смысла] (4)

8.     Слитное / дефисное написание наречий, написание наречий с предлогами (4)

9.     Гласные в окончаниях глаголов (3)

10.  Слитное / дефисное написание сложных имён прилагательных (2)

11.  Слитное написание союзов типа чтобы, зато, также (1)

12.  Отрицательные и неопределённые местоимения (1)

13.  Приставки пол-, полу- (слитное и дефисное написание) (1)

14.  Правописание строчных и прописных букв в аббревиатурах, сложносокращённых словах (1)

15.  Дефисное написание слов (вообще) (1)

16.  Мягкий знак после шипящих (1)

17.  И и ы после шипящих и ц (1)

4. Вызывает затруднения в преподавании

 

1.     Н и нн в причастиях и прилагательных (3).

2.     Е / и в падежных окончаниях имён существительных.

3.     Не со всеми частями речи (2).

4.     Слитное / дефисное / раздельное написание наречий

5.     Частицы не и ни.

6.     Гласные о, е, ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) [и ц]

7.     Большое количество исключений (зачастую, неоправданных) (3)

8.     То, что для верного написания слов, важно улавливать смысл (напр., ветряная мельница, но: ветреный человек)

 

Причины низкой орфографической грамотности (“неразвитой орфографической зоркости”) учащихся преподаватели русского языка видят в следующем:

 

1.      Родители учеников не владеют орфографическими нормами.

2.      Малое количество прочитанных книг.

3.      Неумение соотнести теоретические знания с практическим материалом (дети учат все правила, а на практике, на письме не могут их применить).

4.      Низкая культура речи учащихся.

5.      Непонимание многими детьми необходимости образования. У детей нет сильного желания изучать русский язык (2).

6.      Вариативность написания слов в разных словарях (зарница – *зорница) (3)

7.      Нехватка времени у учителей (особенно в старших классах) (2).

 

Кроме того, были отмечены следующие затруднения преподавателей:

 

Объяснение постановки ударения в некоторых словах (фОрзац, оксЮморон, нефтепровОд, электопрОвод).

 

5. Правила, которые хотелось бы изменить

 

1.     Н и нн в причастиях и прилагательных (эту орфограмму можно упростить, т.к. очень много исключений) + Убрать неоправданные исключения (непонятно, почему так пишутся), напр., оловянный, деревянный, стеклянный; нежданно, негаданно (2).

2.     Правописание приставок пре- и при- (много пояснений, как и когда пишется та или иная приставка. Дети иногда спрашивают, зачем запоминать правило про при-, когда можно запомнить только про приставку пре-, т.к. запоминать меньше).

3.     И, ы после приставок (это правило можно убрать, т.к. зрительно слова уже запомнились и пишутся «на автомате». Заучивание же правила является причиной почти 100%-ных ошибок).

4.     Гласные о, е, ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) [и ц] (хотелось бы оставить только два вида написания без исключений: под ударением – ё, без ударения – о).

 

Кроме того, по мнению некоторых преподавателей стоило бы:

 

1.      Давать в виде таблиц правила а) Н и нн в причастиях и прилагательных; б) частица не.

2.      Убрать из школьной программы фонетический разбор [у детей возникает путаница. Напр., в транскрипции в сочетаниях жи, ши пишется ы].

3.      Убрать из школьной программы фонетический разбор [морфему иногда выделить довольно трудно, т.к. требуется знание истории языка Ср. членение на морфемы: СРЯ: ямщик, ДРЯ: ям-щик (от ‘ямъ’)].

4.      Сделать свободный перенос слова.

5.      Не с различными частями речи стоит писать раздельно.

 

“Я, по сути, консерватор, поэтому не хотела ничего изменить, потому что все книги нужно перепечатывать. Существуют устоявшиеся традиции, которые должны оставаться неизменными” (Г.И. Кулешова, шк. № 18).

“Система языка достаточно сформирована и едина. Я считаю, что любое вмешательство может повлечь за собой разрушение целого. Я против реформы русского языка, которую сейчас предлагают” (М.И. Паршакова, шк. № 17).

 

Орфографические правила, предлагаемые для изучения в школьном курсе русского языка неполны (упрощены) по сравнению с вузовским уровнем. Например, приставка при- пишется а) в слове со значением приближения; б) со значением присоединения; в) со значением неполноты действия. В школьных учебниках очень редко встречается ещё один пункт правила: г) в словах со значением окончательного, полного действия (прицепил) [кстати сказать, в какой-то мере такое упрощение закономерно; ведь и в вузе правила учатся не в полном объёме].



* Ср.: костный и косный

Хостинг от uCoz