Введение в языкознание
(программа курса)


Специальность: 021700 (031001) - Филология

Составитель - Д.В. Хворостин, 2004, 2005


Общее количество часов

110

В том числе:

- лекции

36

- практические занятия

18

- самостоятельная работа

56

Отчётность

экзамен

1-й семестр

Контрольные мероприятия (количество)

контрольные работы

4

домашние контрольные задания

3

коллоквиумы

5

другие контрольные мероприятия

2


Введение


Лекционный курс "Введение в языкознание" предназначается для студентов первого года обучения филологического факультета Миасского филиала Челябинского государственного университета и рассчитан на один учебный семестр (36 ак.ч.). Некоторые темы курса выносятся на обсуждение на семинарских занятих (18 ак.ч.). В лекциях обсуждаются общие положения, на семинарских занятиях на языковых примерах формируются и закрепляются навыки лингвистического анализа.

Для иллюстрации языковых явлений привлекается в основном материал изучаемых на филологическом факультете языков (славянской, германской и романской групп). Примеры из языков иных групп даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым студенту языковым материалом.

При освоении содержания курса его слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом. Студент должен уметь приложить изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат учебными пособиями к курсу. Термины, формирующие понятийно-терминологический аппарат лекционного курса, должны сверяться студентами самостоятельно по терминологическим и энциклопедическим словарям.

Программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности "021700 (031001) - Филология".


Цели и задачи курса


Цель дисциплины - сформировать у студентов представление о языкознании как о науке; расширить лингвистический кругозор и выработать критическое отношение к любой теории, что, несомненно, является основой формирования профессионала в области гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации, образования и культуры.

Конкретные задачи курса сводятся к следующему:

1. познакомить студентов с основами науки о языке; с основными понятиями лингвистики;

2. дать представление о языке как динамической системе, о языкознании как науке;

3. дать представление об основополагающих дихотомиях (язык - речь, синхрония - диахрония, означающее - означаемое и др.);

4. выработать научное понимание сущности языка, его функций, явлений, его роли в жизни общества;

5. познакомить с содержанием определённого круга наиболее значимых трудов ведущих отечественных и зарубежных лингвистов.


Содержание программы


Языкознание как наука


Возникновение языкознания. Предмет и задачи языкознания. Внутренняя и внешняя лингвистика. Языкознание общее и частное, теоретическое и эмпирическое, описательное и нормативное, "чистое" и прикладное, формальное и функциональное, синхронное и историческое (диахроническое). Языкознание сравнительно-историческое, ареальное, типологическое, сопоставительное (контрастивное).

Место языкознания в системе гуманитарных наук. Философия и филология; риторика, языкознание и литературоведение. Психология и языкознание; психолингвистика. Социология и языкознание; социолингвистика. Этнография и языкознание; этнолингвистика. Ареальная лингвистика. Семиотика и языкознание. Логика и языкознание. История и языкознание.

Взаимодействие языкознания с естественными науками. Биология и языкознание. Анатомия, физиология и языкознание. Нейрология и языкознание; нейролингвистика. Психология памяти и языкознание. Физика (акустика) и языкознание.

Понятие математической лингвистики. Кибернетика, информатика, программирование. Развитие информационных технологий; новые задачи лингвистики. Лингвистика корпуса текстов. Компьютерная лингвистика.


Общение языковое и неязыковое


Общение как передача некоторой информации. Участники общения (адресант и адресат). Преднамеренность общения. Два плана общения: форма выражения и стоящее за этим выражением содержание передаваемой информации.

Врождённые реакции на определённые стимулы как основа общения животных. Первая сигнальная система (И. П. Павлов).

Понятие звукового языка. Усвоение (стихийное или сознательное) данного языка участниками общения (врождённое, а на приобретённое знание) как основа языкового общения. Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией.

Невербальное общение. Непроизвольные проявления эмоций в форме смеха, плача, некоторых телодвижений. Изменение тембра голоса, темпа и плавности речи, дрожь голоса. Сознательная имитация подобных проявлений. Мимика и жестикуляция. Подсобная роль мимики и жестов.

Письмо как вторая форма языка, особая разновидность языкового общения.

Искусственные системы общения. Разного рода сигнализация (дорожная, железнодорожная и т.д.). Специальные коды и шифры. Символические языки науки (системы символов, применяемых для записи химических реакций, математических операций и т.д.). Языки программирования (системы знаков, служащие для ввода и обработки информации в электронно-вычислительных машинах).


Знак. Языковой знак


Понятие о знаке вообще и языковом знаке в частности. Свойства знака (преднамеренность, противопоставленность другим знакам в знаковой системе). Значение и значимость. План выражения. План содержания. Условная связь между планом выражения и планом содержания. Понятия сигнификата, коннотата и денотата.

Язык как знаковая система особого рода. Типы знаков по Ч. Пирсу (копии, символы, признаки, сигналы, собственно знаки).


Язык как система. Структура языка


Язык как система. Понятие языковой структуры и системы. Системность структур. Системные связи языковых единиц. Понятие о языковом уровне (ярусе). Иерархия уровней. Язык как система систем.

Соотношение конкретного и абстрактного в языке. Понятие оппозиции и значимости единиц языка. Понятия синтагматики и парадигматики в лингвистическом анализе. Язык и речь. Язык и речь в концепции Ф. де Соссюра. Речевая деятельность, тексты и языковая система в концепции Л.В. Щербы.

Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы уровней, их соотношение и функции. Синхрония и диахрония.


Функции языка


Коммуникативная функция языка. Язык и действительность. Понятия коммуникации. Язык и речь, речевая деятельность. Язык и другие средства коммуникации. Искусственные системы сигналов. Бессловесные формы общения. Искусственные международные языки. Язык и общество. Общественная обусловленность языка. Познавательная функция языка. Язык и мышление. Мышление как свойство материи и как сложный процесс отражения действительности. Диалектическое единство языка и мышления. Роль языка в познании законов мышления. Семиотические проблемы языкознания. Неодинаковая группировка явлений опыта в разных языках. Гипотеза Э. Сепира - Б. Уорфа. Понятие языковой картины мира.

Прагматическая функция языка и средства ее выражения.

Экспрессивная функция языка и средства ее выражения.


Происхождение языка и историческое развитие языков


Проблема происхождения языка. Физическая, психическая и социальная природа речевой способности человека. Экстралингвистические факторы и их роль в языковой эволюции. Единообразие первоначальных языковых звуков. Биологические и социальные гипотезы. Предпосылки возникновения языка. Гипотезы о моногенезе и полигенезе человеческих языков. Ностратическая гипотеза. Современное языкознание о происхождении языка.

Дивергенция и конвергенция языков (и диалектов). Появление диалектов и говоров. Типы взаимодействия языков. Койне. Пиджин. Креольский язык. Лингва-франка. Результаты языкового контакта. Субстрат, суперстрат, адстрат. Интерференция языков, мотивированная культурными взаимовлияниями. Интернационализмы (лексические и грамматические).

Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху. Язык племени. Племенной диалект. Язык народности. Политическое, географическое, экономическое и культурное обособления как причины диалектного дробления. Условия и пути формирования национальных языков.

Закономерности образования и развития языков в национальную эпоху. Национальный язык и его стили. Литературный язык. Ослабление территориальных диалектов. Признаки литературных языков национального периода (обработанность, нормированность и кодифицированность, традиционность и обязательность норм для всех членов коллектива, наличие письменной и устной форм). Языковая норма. Территориальные и социальные диалекты, полудиалекты. Территориальное варьирование языка. Языковые диалекты. Языковые контакты. Территориальные взаимоотношения языков. Языковые и диалектные ареалы. Языковые союзы.

Ареальная классификация языков. Традиционные культурно-исторические ареалы. Языки народов Российской Федерации и ближнего зарубежья.


Фонетика и фонология


Звуки, фонемы. Фонетика, фонология. Биологическая, акустическая и функциональная характеристики звука. Устройство и функции речевого аппарата.

Артикуляционная характеристика звуков речи. Вокализм и консонантизм; гласные и согласные звуки. Сонорные и шумные согласные. Смычные и щелевые согласные. Взрывные согласные. Смычно-щелевые (аффрикаты) согласные. Носовые согласные. Боковые (латеральные) согласные. Дрожащие согласные (вибранты). Губные согласные. Передне-, средне- и заднеязычные согласные. Дополнительные типы артикуляции (палатализация, аспирация и лабиализация). Гласные звуки переднего, среднего и заднего рядов. Гласные звуки нижнего, среднего и верхнего подъёма. Лабиолизованные и нелабиолизованные гласные звуки.

Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетические процессы. Аккомодация. Ассимиляция и ее виды. Диссимиляция и ее виды. Эпентеза. Протеза. Диереза (апокопа; синкопа; гаплология; элизия). Метатеза. Фузия. Фонетические и традиционные (исторические) чередования.

Понятие о фонеме. Фонемы и звуки речи. Аллофон. Основные положения МФШ и ЛФШ.

Фонетическое членение речевого потока. Ударение, его виды. Интонация и ее элементы.

Понятие слога. Виды слогов. Различные теории слога. Проблема слогораздела.


Письмо


Происхождение и этапы развития письма. Язык и письмо. Письмо и письменность. Значение письма. Этапы происхождения письма в связи с этапами развития мышления: пиктография, идеография, фонография и др. Звук и буква.

Графика, основной принцип русской графики. Алфавиты и их создание.

Орфография и принципы орфографии. Основной принцип русской орфографии.

Транслитерация и транскрипция.


Лексикология


Слово как лингвистическая единица в языках различных типов. Основные признаки слова (с точки зрения функции, фонетики, структуры, синтаксиса и семантики). Цельнооформленность и проницаемость слова. Понятие лексемы и парадигмы словоформ. Лексическое значение слова, предмет (денотат) и понятие. Сигнификативное и коннотативное значение.

Лексическое значение и понятие. Полисемия. Виды переносного употребления слов. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Фонетическая, словообразовательная и семантическая мотивированность переносного значения слова. Понятие "внутренняя форма слова" как центральное понятие ономасиологии и этимологии. Научная этимология, ложная этимология, деэтимологизация языка. Этимон.

Омонимия, синонимия, антонимия языка. Паронимия. Типы омонимов, синонимов и антонимов. Роль контекста. Энантиосемия.

Фразеология и фразеологические сочетания (фразеологизмы). Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания.

Стилистическое и хронологическое расслоение словарного состава языка. Архаизмы и историзмы. Окказионализмы и неологизмы. Пути обогащения словарного состава языка (заимствование и словообразование). Основные способы словообразования. Словарная калька. Эвфемизм.

Лексикография. Номинативные процессы и словарь (лексикон) языка. Семасиологический и ономасиологический подходы к изучению словарного состава языка. Системность и структурность в лексике. Гипонимы и гиперонимы. Семантические поля.


Морфология


Грамматика и ее разделы. Лексическое, лексико-грамматическое и грамматическое значения слов. Типы отношений между единицами плана выражения и единицами плана содержания при выражении значений различного типа.

Морфема как лингвистическая единица. Членение слова на морфемы. Типы членимости слова. Понятия алломорфа, варианта морфемы. Нулевое выражение грамматического и лексико-грамматического значений. Разграничение словообразования и словоизменения.

Корневые и аффиксальные морфемы. Корень как носитель вещественного, лексического значения. Свободные и связанные корны. Деривационные (словообразовательные) и формообразующие (несловообразовательные) аффиксы. Флексийные (реляционные) и нефлексийные аффиксы. Материально выраженные и нулевые (материально невыраженные) морфемы. Префиксы (приставки), суффиксы, постфиксы, флексии (окончания).

Основа слова (производная - непроизводная; производящая; свободная - связанная). Исторические изменения в морфемной структуре слова. Опрощение. Переразложение. Усложнение.

Части речи. Принципы классификации слов по частям речи.


Синтаксис


Словосочетание. Основные виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Фразеологизмы как особый тип словосочетаний.

Предложение как лингвистическая единица. Основные признаки предложения (с точки зрения функции, фонетики, структуры, синтаксиса и семантики). Актуальное членение предложения. Тема и рема.

Типы предложений (формальное, семантическое строение, дискурс и прагматика, семантическая логика). Типы предложений в отношении к прагматике и теории высказывания. Типы простых предложений. Сложное предложение и его типы.


Типология языков


Сравнение языков по внутренней структуре. Типологическое изучение языков. Типологическая (морфологическая) классификация языков.

Морфологический тип языка Языки фузионные, агглютинирующие, изолирующие, инкорпорирующие. Аналитический и синтетический строй языков.

Синтаксический тип языка. Языки номинативного и эргативного строя.

Языковые универсалии. Вероятностный характер языковых универсалий.

Генеалогическая классификация языков и сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятие родства языков. Методы изучения родства языков. Реконструкция праязыка и определение времени его распада; глоттохронология. Сравнительно-исторический закон. Принципы относительной хронологии. Основные исторические законы славянской и германской групп индоевропейской семьи языков. Семья, группа, ветвь родственных языков.

Генеалогическая классификация языков. Возможные генеалогические отношения между языковыми семьями; понятие макросемьи.

Понятия праязыка и прародины.


Основная литература к курсу
"Введение в языкознание"


Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1977.

Звегинцев В.А. История языкознания 19 - 20 веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Т. 1-2.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975 (или любое другое издание).

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967 (или любое другое издание).

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.

Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. Тверь, 1999.

Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985.

Хрестоматия по курсу "Введение в языкознание". М., 1997.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. | Предыдущее издание: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.


Дополнительная литература


Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001.

Блумфилд Л. Язык. М., 1968.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Изд. 2. М., 1972.

Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1958.

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 2000 (или любое другое издание).

Есперсен О. Философия грамматики. М., 1958.

Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии. М., 1995.

Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М., 1962.

Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1968.

Земская Е.А. Словообразование. // Современный русский язык. М., 1981.

Зиндер Л.Р. Введение в языкознание: Сб. задач. М., 1998 (или любое другое издание).

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л., 1979 (или любое другое издание).

Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 1992.

Кубрякова Е.С., Мельников Г.П. О понятиях языковой системы и структуры языка. // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972.

Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.

Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1987.

Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1978.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

Мартине А. Основы общей лингвистики. // Новое в лингвистике. Вып. 3. М., 1963.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М., 2001.

Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюция - новое направление в современном языкознании. // Вопр. языкознания, 1996, № 2.

Общее языкознание. М., 1972.

Панов М.В. Русский язык. // Языки народов СССР: В 7 т. М., 1966. Т. 1.

Петров В.В. Язык и логическая теория. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка. М., 1986.

Пирс Ч. Элементы логики. М., 1976.

Потебня А.А. Мысль и язык. // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

Пражский лингвистический кружок. М., 1967.

Русская грамматика. // Под ред. Н.Ю. Шведовой. В 2-х т. М., 1980.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Смирницкий А.И. Лексический и грамматический строй. М., 1955.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. // Соссюр, Ф. де Труды по языкознанию. М., 1977.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

Филлмор Ч. Дело о падеже. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. Лингвистическая семантика. М., 1981.

Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. М., 1956. Т. 1.

Хомский Н. Язык и мышление. М. 1972.

Хомский Н. Язык и проблемы знания. // Вестник МГУ. Филология. 1995. № 4.

Язык и личность. М., 1989.

Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

Якобсон Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации. // Якобсон, Р.О. Избранные работы. М., 1985.

Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.


Раздел: Студентам | Добавлено 29 августа 2004 г.


Хостинг от uCoz