Влияние клавиатуры на мылительные процессы
(переписка Т. Грачёвой и Д. Хворостина)


© 2007, Т. Грачёва, Д. Хворостин.

Переписка возникла в связи с моими размышлениями, которые я изложил на сайте 13 января 2007 г. и приводится с купюрами. Адрес для желающих присоединиться к обсуждению - konf-csu@narod.ru.


Татьяна Грачёва, 27 января 2007 г.

Привет, Денис.

Меня очень заинтересовал вопрос о взаимосвязи способа письма и характера мышления. Действительно, существует очень тесная связь между работой пальцев и органов речи, поскольку и в том и в другом случае речь идет об очень мелкой моторике, за которую отвечают если не одни и те же отделы мозга, то, по крайней мере, очень близко лежащие и непосредственно связанные между собой.

Интересно, насколько влияют (и влияют ли?) эти мелкие различия в движении пальцев (работа пальца, держащего ручку и нажимающего на клавиши) на речевые центры и вообще на какие-то мыслительные процессы? Другой аспект - это задействованность в процессе письма на клавиатуре обеих рук (в отличие от однорукого написания ручкой). Насколько влияет вмешательство в письмо и левой руки на изменение характера мышления? Мне кажется, что сами пальцы и руки на характер мышления повлияли мало. И вот почему: 1.Левши. Несмотря на то, что пишут они левой рукой - настолько ли отличны они от других людей из-за леворукости? В мозге лишь "поменялись местами" функции полушарий: рациональность просто стала располагаться справа, и все. 2.Уже давным-давно существуют пианисты, например, которые точно также работают с клавишами обеими руками. Да, можно сказать, что работая левой рукой, они поневоле продолжали развивать себе правое полушарие и музыкальный слух. Но не продолжает ли он развиваться точно также и других музыкантов? Можно ли отличить "клавишника" и "струнника" от певца и дирижера лишь по способу мышления? 3.Появлению компьютеров предшествовало существование пишущих машинок. И более-менее пишущие люди вынуждены были работать на них, и также обеими руками. Причем работа пальцев осуществлялась более активная. Что отличало мышление машинисток от мышления немашинисток? 4.Кроме того, и сейчас, даже среди людей, работающих на компьютере существует немало таких, которые работают или одной рукой или лишь указательными пальцами обеих рук. Можно ли считать ли такую работу "двуручной" и говорить о глобальных изменениях? 5.Но если отбросить мой скептицизм по поводу разницы в руках, можно предположить, что изменения все-таки должны были произойти. И, вроде как, произошли. Мне кажется, что больше стало эмоциональных текстов, в появлении которых можно обвинить и работу левой руки. Но с другой стороны, в их преобладании в последнее время можно обвинить еще сколько угодно других факторов. Более, на мой взгляд, весомых, чем непосредственно само перераспределение рук. (Но это совсем другой долгий разговор.) С другой стороны, нельзя отрицать факт влияния самой компьютеризации на мышление, и мозг в том числе. Мы перестали планировать свое высказывание. Мы перестали планировать свои тексты. Электронный текст можно начать с какого угодно места, а потом когда угодно вернуться и дописать и скорректировать и никто никогда не восстановит твоих черновиков и твоего первоначального замысла: все поглотит виртуальная бездна. Бумагу и силы при письме ручкой нужно было экономить, следовательно, большая часть работы отводилась мыслительному планированию (что написано пером, типа…). Соответственно, больше было и ответственности перед текстом. Что касается мозгов при этом - мы наблюдаем прямую связь с частичным "атрофированием" лобных долей ГМ, отвечающих за планирование - они меньше работают и по жизни. Школьники не могут писать сочинение, планировать тексты, писать изложение; взрослые люди редко могут спланировать свой день и жизнь, и вообще нет привычки этого делать (в русской традиции даже принято хвастаться тем, что "никогда не следуешь плану" или "никогда не планируешь"). В разные шахматы играть уже не модно. Ну и бог с ним, казалось бы - но на мозгах, оказывается, сказывается напрямую: что не работает - то отмирает. После долгой работе на компьютере у меня и в жизни после совершенной ошибки иногда возникает автоматическое желание сделать "откат" и все исправить. В первую секунду есть даже какое-то разочарование от того, что не находишь нужной кнопки. Только через секунду возвращаешься к реальности и вспоминаешь: "А, это уже жизнь. Я уже не в компьютере. Жаль, что в жизни нет такой кнопки…" В качестве еще одного примера можно привести слова одного профессора о том, что раньше, когда он писал свои тексты ручкой и они терялись - не было проблемой их вновь восстановить с точностью до слова. С переходом к компьютеризации потерянный текст становится для него утраченным навсегда, он его не сможет уже с такой легкостью восстановить… Но это больше связано с самим механизмом письма. Алпатов до сих пор принципиально пишет только ручкой. И не зря, наверное. Еще один фактор изменения - это, действительно, грамотность. Тут уж не денешься никуда. Можно просто не ту нажать кнопочку, и будет ошибка; кроме того, сам фактор скорости - возможно подсознательно ты думаешь о слове именно так как ты его пишешь ошибочно. Чтобы подключилось сознание и напомнило, как это пишется правильно, не хватает времени, в результате получается текст с ошибкой. Заметила за собой, что приспособилась к "автозамене", и при письме ручкой ленюсь писать имена собственные и начинать предложение с заглавной буквы, а также писать удвоенные согласные - в компьютере ведь само исправляется. Думаю, что такие изменения возникают не у меня одной. И последнее, что хотелось бы сказать о письме и мышлении. Дифференциация труда и, как правило, малоподвижный образ мысли пищущих, на мой взгляд, напрямую сказывается на глобальной "пессимизации" мысли. Ну здесь, кажется, итак все понятно; по-крайней мере, это уже не про пальцы и не про компьютеры, и вообще, тема для совсем другого разговора…

Такие у меня возникли мысли по этому поводу. Таня.


Денис Хворостин, 9 февраля 2007 г.

Привет, Таня.

Раз речь идет о задействованности одних и тех же зон коры, то влияние мелкой моторики должно быть. Все-таки, наверное, стоит развести случаи писания ОДНОЙ рукой и печатания ДВУМЯ. Ведь даже если человек левша, то, как ты сама говоришь, у него просто-напросто "перевернулась" функциональность полушарий. Здесь уж скорее надо рассматривать тех, кто одинаково хорошо владеет двумя руками. Причем не просто владеет двумя руками, а и может писать одновременно. И опять же, вопрос-то крайне интересный. Давным-давно где-то слышал про человека, который мог как раз писать двумя руками. Но как он это делала? Представь себе раскрытую тетрадь. На правом листе он пишет правой рукой (слева направо), на левом листе - левой (справа налево). Получатся как зеркальное отражение. Собственно говоря, и Да Винчи писал левой рукой также. А как мы печатаем? Часть букв набираем левой рукой, часть букв - правой. И потому разница между писанием и печатанием весьма серьезна, поскольку, взяв в руки ручку или карандаш, мы равно пишем правой (или левой) рукой и буквы "Л", "Т", "Ь", "О", "Ш" (на клавиатуре типа QWERTY соответствующие клавиши справа), и буквы "А", "У", "Е", "К", "С" (слева). Тогда как, при печатании, первые набираются правой рукой, вторые - левой. Мне кажется, что данный факт не может не влиять на, в частности, орфографические навыки. Во-первых, пишем-то мы все-таки одной рукой, а при печатании "вслепую" часть букв набирается ДРУГОЙ рукой, не той, которой мы пишем. Во-вторых, интересно было бы изучить влияние нажимания большим пальцем на клавишу "ПРОБЕЛ" для постановки интервала между словами.

Сравнение музыканта и машинистки мне кажется не совсем оправданным. Хотя что-то общее здесь, безусловно, есть. Мыслительные процессы ведь разные и виды деятельности тоже. Одно дело работать со словом, другое дело с тем, что невербализуемо. К сожалению, о различиях между клавишниками и струнниками ничего сказать не могу.

К твоим размышлениям о роли компьютера добавлю следующее. Повторюсь, правда, но что ж. Когда человек пишет, он, конечно, может зачеркнуть текст, переписать его. Но текст, все-таки, остается линейным. При печатании на компьютере (не на печатной машинке), текст гораздо легче править, корректировать, изменять. Если бы я писал это письмо на бумаге, ты бы видела, что я часть текста стер, что в начале этого абзаца вместо слова "компьютер" было слово "клавиатура", но потом мысль моя изменилась, и изменение мысли повлекло за собой изменение текста, которое в сущности, остается теперь незамеченным. И здесь я с тобой совершенно согласен. Электронный текст совершенно нелинеен. Начать можно с конца, потом написать начало, середину, добавить формулы вежливости и - готово.

И все же, говорить о влиянии на человеческую способность планировать, я бы не стал. Мне кажется, что на неё влияют скорее иные факторы. Например, темп жизни. Время бежит гораздо быстрее, чем ты успеваешь решить, что делать, а что нет. Мозаичность современной культуры тоже сказывается. Посмотри новости или послушай, составь для интересу план одного выпуска: о чем рассказали сначала, о чем потом. К слову сказать, подобную алогичность можно встретить разве что в рекламе. Потому и не люблю новости, что а) субъективный выбор тем, б) субъективная компоновка, в) субъективное изложение. И что страшнее - даже не знаю.

Ну а о планировании добавлю, что навык это, его тренировать надо, и делать над собой весьма серьезные усилия, чтобы следовать плану. А школьники не могут писать сочинение лишь потому, что не читают, а если и читают, то не то, что нужно. А если и то, что нужно, то не успевают думать… Тут продолжать бесконечно можно, но скажу главное - важно, чему и как их учит учитель. Если учитель с головой, то и ученики многого добьются.

Жутко мне понравилось упоминание про профессора, который мог восстановить текст. Здесь я пойду дальше и скажу, что пока не пользуешься записными книжками, память у тебя хорошая. Это я несколько лет назад так думал, а сейчас думаю, что в голове держится то, что для тебя важно. Вот важна для меня сейчас идея значения как вектора, я диссертацию восстановлю, не слово в слово, но довольно точно. И перескажу ее близко к тексту тоже. А как уйдет тема на периферию интересов, так и из памяти улетучится. Это все равно что перебирать старые записи свои. Постоянно возникает вопрос, неужели это написал я?

Денис.


Раздел: Лингвистические диалоги | Добавлено 9 февраля 2007 г.


Хостинг от uCoz