Министерство высшего и профессионального образования РФ

Челябинский государственный университет

Институт гуманитарных проблем

Вузовская академическая лаборатория межкультурных коммуникаций


Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции (2003 г.)
On-line версия

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА:
История и современность


[ Главная ] [ Корпоративная культура вуза - 2003 ] [ Чат ] [ Форум ] [ Гостевая ]

Специфика использования преднамеренной имплицитности в рамках педагогического процесса


Д.В. Хворостин

Миасс,

Челябинский государственный университет

Исследование функциональной роли преднамеренной имплицитности (ПИ) обусловлено стремлением сделать коммуникацию в рамках образовательного процесса более эффективной, выявить случаи, когда имплицитность может привести к коммуникативной неудаче (КН).

В лингвистике распространено определение имплицитного как такого изображения, "которое не имеет самостоятельных средств выражения, но извлекается из эксплицитного смысла" [Нефёдова 2001, 8]. Реализациями имплицитности чаще всего являются импликатуры и пресуппозиции.

В настоящей работе мы рассмотрим специфику использования ПИ в рамках педагогического процесса.

В студенческой среде распространены высказывания, типовые формы которых даны в примерах (1-4):


(1) Я забыл домашнюю работу дома.

(2) Мне нужно доделать.

(3) Не могу вспомнить.

(4) Я забыл.


Так, высказывание (1) содержит пресуппозицию 'Я сделал домашнюю работу', высказывание (2) - 'Основная часть работы уже сделана', а высказывания (3) и (4) подразумевают, что говорящий помнил некую информацию (нельзя забыть то, чего не знал).

Особенность высказываний схожих с теми, что даны в примерах (1-4) заключается в следующем: они, как правило, содержат ложные пресуппозиции, следовательно, они бессмысленны и не могут быть ни истинными, ни ложными [Падучева 1998, 396].

ПИ позволяет создавать речевые ловушки, позволяющие оценить уровень знаний студентов.


(5) Расставьте запятые в предложении: "I am a student".

(6) Это верлибр или свободный стих?


В примере (5) не нужны запятые, а верлибр и свободный стих (6) - одно и то же. Ожидаемые ответы на высказывания (5,6): "Здесь не нужны запятые", "Это одно и то же". Любые другие ответы сигнализируют о низком уровне "фоновых знаний" адресата.

Использование ПИ позволяет оказывать сильное психологическое воздействие на слушателей. Сравним два высказывания:


(7) Вас могут выгнать из университета.

(8) Вас ещё не отчислили?


В высказывании (7) говорится о возможности отчисления, тогда как высказывание (8) содержит пресуппозицию, что возможность отчисления уже обсуждалась учёным советом. Несомненно, что высказывание (8) обладает большей силой воздействия.

Особо хочется отметить следующий момент. Импликатура - это тот вывод, который адресат делает из полученного сообщения. Так как одно высказывание может содержать несколько импликатур, непреднамеренная имплицитность может создать КН.


(9) Даже А. не смог решить эту задачу.

(10) Даже вы с этой работой справитесь.


Примеры (9,10) содержат по несколько импликатур. В высказывании (9) подразумевается, что а) задача трудна, б) задачу никто не решил, в) А. - самый сильный студент в группе. Высказывание (10) может быть понято не только как 'Эта работа очень лёгкая', но и как 'Вы - самый слабый студент'.

Появление ПИ во многих случаях происходит из-за смещения ремы. Тема при этом остаётся неизменной, а высказывание в целом обретает ряд интересных свойств: 1) они не являются ни истинными, ни ложными; 2) обладают большой силой психологического воздействия; 3) имеют несколько вариантов интерпретации (из-за большой информационной нагрузки). Кроме того, ПИ часто является причиной появления КН.


Литература

Долинин К.А. Имплицитное содержание высказывания. // Вопр. языкознания, 1983, № 6. - С. 37-47.

Нефёдова Л.А. Когнитивно-деятельностный аспект имплицитной коммуникации. - Челябинск, 2001. - 151 с.

Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). - М., 1996. - 464 с.

Падучева Е.В. Пресуппозиция // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. - С. 396.

Прислано на конференцию - 21.03.2003

Здесь стоял счётчик Rambler's Top100... Память о нём мы сохраним в наших сердцах Союз образовательных сайтов
[ E-mail ] © Челябинский государственный университет, 2002-2004

COPYRIGHT. Все права на материалы, находящиеся на сайте "Корпоративная культура вуза", охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка (hyperlink) на сайт "Корпоративная культура вуза".

Web-design, programming, администрирование сайта - Денис Хворостин (E-mail: konf-csu@narod.ru), 2002-2004.

Хостинг, электронная почта - Народ.RU (http://www.narod.ru)

Хостинг от uCoz