Министерство высшего и профессионального образования РФ

Челябинский государственный университет

Институт гуманитарных проблем

Вузовская академическая лаборатория межкультурных коммуникаций


Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции (2003 г.)
On-line версия

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА:
История и современность


[ Главная ] [ Корпоративная культура вуза - 2003 ] [ Чат ] [ Форум ] [ Гостевая ]

Студенческий сленг как функциональная разновидность русского языка


А.И. Голованова

Челябинск,

Челябинский государственный университет

Студенческий сленг следует рассматривать как особый лексико-фразеологический слой, занимающий промежуточное положение между жаргонно-арготической сферой и просторечием, который можно обозначить, пользуясь терминологией Л.И. Скворцова, жаргонизированным просторечием. Студенческий сленг включает в себя как интердиалектные единицы (по происхождению - жаргонизмы, арготизмы, профессионализмы), так и собственно корпоративные обозначения.

Студенческий сленг отражает особенности молодежного сознания, для которого характерно иронично-критическое восприятие действительности, пародирование, травестирование официальных речевых форм на основе языковой игры. Не случайно, О. Есперсен определял жаргон как «коллективную игру».

Хотя функционирование студенческого сленга ограничено сферой внутривузовской и межвузовской коммуникации, в отличие от арго его корпоративность не носит характера тайны, закрытости. Экспрессивные сленгизмы постоянно «перетекают» в общее просторечие и могут проникать даже в литературный язык (ср.: провалиться на экзамене, вылететь в трубу, стоять на ушах, ходить на голове).

Для любого сленгизма-экспрессива характерна оценочная окраска. При этом студенческий сленг лишен прямой пейоративности, ему не свойственна ориентация на грубость и цинизм. Сленгу присуща богатая синонимика. Утратившие свежесть сленгизмы быстро заменяются новыми. Большая часть сленгизмов основана на метафоризации. В целом, в семантике сленгизмов коннотативное начало преобладает над денотативным.

Студенческий сленг - понятие вневременное, вечное. В центре внимания здесь находится персона обучаемого в системе внутри- и вневузовских отношений. Сленг отражает социальные, культурные и ценностные особенности среды, в которых он функционирует. Нами проанализированы лексико-фразеологические элементы студенческого сленга трех вузов Челябинска: государственного университета, педагогического университета и Южно-Уральского университета. Все слова сгруппированы по тематическим группам. Ядро студенческого сленга составляют номинации, связанные с обучением. Здесь нами выделены следующие тематические группы:

1) обозначения вузов, отдельных факультетов, специальностей: школа, универ, пед; иняз, естгео, филфак, истфак, матфак; рафики (студенты-радиофизики), психи (психологи), юрики (юристы), информатики (студенты факультета информатики ЧГПУ); немцы, англичане, французы (студенты лингвистического факультета);

2) названия учебных предметов и дисциплин: зарубежка/заруба (зарубежная литература), античка (античная литература), физра (физкультура), вышка (высшая математика), матан (математический анализ), начерталка (начертательная геометрия), стиль (стилистика), инглиш (английский язык), френч (французский язык), макруха (макроэкономика), бух (бухгалтерский учет), основы (основы журналистики);

3) обозначения преподавателей и некоторых категорий обучаемых: препод (общее название преподавателей), физручка, омэзэшка (преподаватель по ОМЗ - «Основы медицинских знаний»); абитура (абитуриенты), старуха (староста); ботаник/батон (отличник);

4) предметные составляющие студенческой жизни: зачетка (зачетная книжка), студик/студак (студенческий билет), стипа/степа/степушка/степуха (стипендия);

5) значение временных отрезков и элементов расписания: пара, окно; академ (академический отпуск); мигалка (по мигалке); по первой/второй неделе (ЧелГУ), по верхней/нижней (ЧГПУ);

6) пространственные обозначения: общага (общежитие), двушка, трешка (комнаты в общежитии), аппендикс (аудиторный корпус в ЧелГУ), стекляшка (застекленная аудитория в ЧелГУ), лингафон (лингафонный кабинет); публичка («публичная библиотека», ныне - ЧОУНБ);

7) названия, связанные с контрольными мероприятиями: хвост (несданный экзамен или зачет), неуд, банан («двойка»), автомат (зачет или экзамен «автоматом»), энка/эночка (пропуск, зафиксированный преподавателем), шпора (шпаргалка), лаба (лабораторная работа);

8) названия различных студенческих «мероприятий»: тусовка/тусняк, разборка, стрела/стрелка (ср. забить стрелку), денюха (праздничный день); экватор (празднование «середины учебного пути», 2,5 года).

Особую группу составляют разнообразные экспрессивные обозначения: стопудово, реально, по-любому («наверняка»), клево, круто, классно, потрясно, зашибись; облом, фотка, нехилый, спец, прикид, бодяга, заморочка, фигня, с бодуна («с похмелья»); бухать («пить»), вмазать, хавать («есть»), грузиться, тормозить («медленно соображать»), въезжать («понимать»), тащиться, прикалываться, отрываться по полной и др. Данные наименования сближают студенческий сленг с молодежным сленгом в целом (с лексиконом школьников, курсантов и т.д.).

Большая часть сленговых единиц представляет собой переиначенные официальные наименования, которые помогают новоиспеченным студентам быстрее адаптироваться в новой для них среде, сделать «своими» ее реалии и законы.

Таким образом, студенческий сленг, являясь особой функциональной разновидностью русского языка, отражает весь спектр интересов личности студента, круг его контактов внутри вуза и за его пределами и выполняет, главным образом, коммуникативно-адаптационную функцию.

Прислано на конференцию - 26.02.2003

Здесь стоял счётчик Rambler's Top100... Память о нём мы сохраним в наших сердцах Союз образовательных сайтов
[ E-mail ] © Челябинский государственный университет, 2002-2004

COPYRIGHT. Все права на материалы, находящиеся на сайте "Корпоративная культура вуза", охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка (hyperlink) на сайт "Корпоративная культура вуза".

Web-design, programming, администрирование сайта - Денис Хворостин (E-mail: konf-csu@narod.ru), 2002-2004.

Хостинг, электронная почта - Народ.RU (http://www.narod.ru)

Хостинг от uCoz