Министерство высшего и профессионального образования РФ

Челябинский государственный университет

Институт гуманитарных проблем

Вузовская академическая лаборатория межкультурных коммуникаций


Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции (2003 г.)
On-line версия

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА:
История и современность


[ Главная ] [ Корпоративная культура вуза - 2003 ] [ Чат ] [ Форум ] [ Гостевая ]

Эмотивный аспект языковой номинации в структуре французского молодежного сленга


А.В. Макерова

Челябинск,

Челябинский государственный университет

Единицы молодежного сленга отличает эмотивность, которая развивается на основе эмоционального аспекта когнитивно-коммуникативной деятельности.

Эмотивная сила высказывания подчеркивается употреблением экспрессивно окрашенной номинации (номинация - процесс и результат наименования, при котором языковые элементы соотносятся с обозначаемыми ими объектами), которая характеризует положительное или отрицательное отношение номинатора к объекту. Например, bagоugnasses - досл. отвислые губы у животных, на сленге - толстые губы, вареники; ananas - досл. ананасы, на сленге большая грудь (у женщины); citrouille - досл. тыква, на сленге - голова; melon - дыня, на сленге - голова; feuilles de chou - досл. листья капусты, на сленге - уши, локаторы; patate - досл. картофелина, на сленге - нос, tomate - досл. помидор, на сленге - нос - данные выражения экспрессивно-отрицательно-окрашенные номинанты. Лексические эмотивы avoir une Sorbonne - досл. иметь Сорбонну, быть умным, на сленге - иметь голову, быть умным; bringue - досл. свадьба, на сленге - вечеринка - являются экспрессивно-положительно-окрашенными номинантами.

Сленговые единицы отражают характерную склонность молодых людей к гиперболизированным универсальным оценочным средствам. В отличие от профессионального жаргона молодежный сленг обусловлен эмоционально- психологическим запросом, поскольку выражает не столько принадлежность к определенной социальной группе, сколько эмоциональную избыточность, максимализм, особое представление о жизненных ценностях, особый стиль и манеры поведения, свойственные молодым. Речь молодых людей отличается повышенной эмоциональностью, присущей этой возрастной группе. Желание самоутвердиться, стремление к самостоятельности порождает свой мир, и соответственно, свои собственные способы и средства коммуникации. Корпоративные жаргоны, слэнг, а в особенности молодежные являются "своего рода общественной забавой, языковой игрой, подчиненной принципам эмоциональной экспрессивности". (Жирмунский 1936, С. 119). Молодежные сленговые единицы - эмотивы, которые в компрессированной форме дают гиперболизированную, эмоциональную оценку ситуации, лицу, явлению. (Шаховский 1987, с. 201). Например: C'est super! Quel pied! - досл. это супер!, какой размер!; на сленге - это класс, круто; C'est le pied! - досл. это нога!, на сленге - это клево! и т.п. Как замечает М. Чекалина, "содержащаяся в этой реакции оценка обычно не связана с объективными признаками оцениваемого предмета или явления основывается только на чувствах оценивающего субъекта" (Чекалина 1991, с. 132). Гендерный концепт пользователи французского сленга реализуют в следующих единицах: bonzesse, gonzesse, nenesse, petasse, typesse, greluche - досл. баба, телка, корова, жиртрест, на сленге - женщина. И, соответственно: bonz, gonz - досл. мужик, колосс, здоровяк, на сленге - мужчина.

Подобные сленговые номинации в силу своей образности и обусловленной ею эмотивности представляются говорящему более сильными, энергичными, чем простые, не мотивированные выражения, выражающие те же понятия.

Эмоции стимулируют речевой акт, они способствуют его "развязыванию", помогают оказывать воздействие на слушающего, убедить его, заставить его слушать сообщение. Эмоциональный аспект, наслаиваясь на объективно- коммуникативный аспект высказывания подкрепляет его и эксплицирует уникальную многогранность каждого речевого акта.


Литература

1. Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты. Л., 1936. 250 с.

2. Чекалина Е.М. Язык современной французской прессы. Л., 1991. 173 с.

3. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико- семантической системе языка. Воронеж, 1987. 273 с.

Прислано на конференцию - 16.12.2002

Здесь стоял счётчик Rambler's Top100... Память о нём мы сохраним в наших сердцах Союз образовательных сайтов
[ E-mail ] © Челябинский государственный университет, 2002-2004

COPYRIGHT. Все права на материалы, находящиеся на сайте "Корпоративная культура вуза", охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка (hyperlink) на сайт "Корпоративная культура вуза".

Web-design, programming, администрирование сайта - Денис Хворостин (E-mail: konf-csu@narod.ru), 2002-2004.

Хостинг, электронная почта - Народ.RU (http://www.narod.ru)

Хостинг от uCoz